При этом работодатели часто жалуются и на кадровый дефицит в целом, и на недостаточное «внимание» со стороны молодежи. Поэтому сейчас бизнес активно пытается завоевать сердца и резюме поколения Z, предлагая стажировку с возможным последующим трудоустройством и программы карьерного развития. Эксперты hh.ua|grc рассказывают, чем именно такие активности выгодны для работодателей и молодежи и чего ожидает от последних бизнес.
Согласно исследованию «HR-персона 2019», почти в трети (29%) компаний-респондентов существуют программы стажировок и/или практик. Для бизнеса такие активности решают как проблему практической подготовки студентов (чьи знания, полученные в вузе, не всегда соответствуют практическим задачам работодателей), так и привлечения молодых квалифицированных специалистов.
В то же время стажировки — выгодная опция и для самих студентов. Во-первых, благодаря таким программам они получают первый трудовой опыт и могут составить более предметное представление о будущей профессии. Исследования показывают, что часто специальность для обучения выбирается без понимания нюансов будущей деятельности. А значит, после окончания вуза многих может ожидать жестокое разочарование, и как следствие — работа не по специальности.
Кроме погружения в профессию и развития узкоспециализированных hard-skills, стажировки «прокачивают» и мягкие навыки. Они имеют большое значение не только в процессе дальнейшего поиска работы, но и для достижения успеха в карьере.
Такие программы позволяют значительно расширить социальный капитал. Независимо от того, останется ли стажер работать дальше в этой компании или даже в этой отрасли или профессии, знание нужных людей, имеющих влияние и авторитет на рынке труда, значительно расширяет возможности успешного трудоустройства.
Конечно, у стажировок есть свои подводные камни. Например, некоторые работодатели могут относиться к стажерам как к бесплатной рабочей силе, а не как к будущим сотрудникам. Стажировки, которые не дают возможности учиться, не предлагают практически ничего. Таких предложений следует избегать. Как и неоплачиваемых программ. И хотя количество компаний в Украине, которые не предоставляют никакой зарплаты стажерам, уменьшается, к сожалению, такие прецеденты еще случаются.
В целом аграрные компании размещают предложения о стажировке как для профильных специалистов (молодых агрономов, зоотехников), так и в «универсальных» профсферах (стажеры-юристы, бухгалтеры, HR, экономисты и т.д.). Такие вакансии ориентированы на студентов последних курсов или молодых специалистов (1-2 года после окончания университета), которые имеют хорошую профильную теоретическую базу и хотят учиться и развиваться.
Среди личных качеств, которые работодатели аграрной сферы хотят видеть у стажеров: внимательность, сообразительность, целеустремленность, инициативность, многозадачность и стрессоустойчивость. Сюда следует добавить еще 10 главных soft-skills, которые ценятся работодателями:
• комплексное решение проблем;
• критическое мышление;
• креативность
• управление людьми;
• взаимодействие с другими людьми;
• эмоциональный интеллект;
• умение анализировать и принимать решения;
• клиентоориентированность;
• ведение переговоров;
• гибкость мышления.
Итак, несмотря на то, что поиск первой работы часто сопровождается рядом проблем, участие в программах стажировок частично может помочь их решить. А в некоторых случаях — и обеспечить будущее трудоустройство.
hh.ua|grc, провайдер комплексных HR-решений
Для справки: hh.ua|grc входит в состав крупнейшего объединения рекрутинговых проектов из восьми стран Европы и Азии с широкой базой резюме — более 25 млн. На сегодня hh.ua|grc обладает многочисленной аудиторией кандидатов ТОП-уровня и специалистов «западного образца».
На рынке международного интернет-рекрутмента grc.ua Украина известна не только работой кадрового портала, но и реализацией многих успешных проектов. С 2006 года развернулась исследовательская деятельность компании, направленная на глубинный анализ текущих тенденций рынка труда и прогнозирование его развития.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.