Стрельба на Харьковщине: как рейдеры забирают урожай и как от них защититься

17 сентября 2018, 06:30 7935
Алексей Харитонов

11 сентября в селе Занки Харьковской области попытка рейдерской атаки закончилась перестрелкой, в которой пострадали семеро человек, в т.ч. полицейский. 53 человека доставлены в полицию, 22 из них задержаны. Позднее Змиевская районная прокуратура утвердила подозрения всем задержанным по ч. 4 ст. 296 УК Украины (хулиганство, совершенное группой лиц с применением оружия).

Сама история началась ещё в субботу, 8 сентября, когда сто пятьдесят человек с сельхозтехникой зашли на территорию фермерского хозяйства на основании документов о смене собственника и начали собирать урожай. Не первый год конец лета-начало осени — горячая пора для рейдеров.

Почему и как это происходит?

Рейдерство такого типа — это быстрый способ заработать. Спрос на пшеницу, на семена подсолнечника стабильно высокий. Урожай собрали, продали, заработали. Окупаемость в районе 500%. Именно поэтому объектами рейдерства становятся фермерские хозяйства в период сбора урожая.

«Ключевым игроком» такой схемы становятся, конечно, так называемые «чёрные нотариусы». Потому что именно они (либо госрегистраторы) занимаются внесением информации в реестры собственников. У них есть чёткий перечень документов, на основании которых они вносят эти записи. Например, доля отчуждается на основании акта приёма-передачи доли. И там должны быть подписи и того, кто отдаёт, и того, кто получает долю. Нотариус должен удостовериться, что присутствуют люди, имена которых вписаны в документы, подтвердить, что именно этот человек подписал именно этот документ. Иными словами, доля передаётся только в присутствии обоих сторон. Это, по задумке, должно сделать подделку документов невозможной. Разве что кто-то научился клонировать людей, но тогда рейдерство будет совсем экономически невыгодным. Но есть нотариусы, которые принимают документы без заверенной подписи или с подписью человека, которого нет. И вносит изменения в реестр.

Как это побороть? Очевидно, привлекать нотариусов к ответственности. У них есть своя дисциплинарная комиссия, при Министерстве юстиции работает Нотариальная палата, которая рассматривает жалобы, отстраняет от должности, приостанавливает действие или полностью лишает нотариального свидетельства. Но ни одного уголовного дела по нотариусам нет. Каждый «чёрный нотариус» прекрасно понимает, какие в этой ситуации риски, какие ресурсы нужны, чтобы прикрыть свой тыл, и сколько это будет стоить «клиенту».

Как избежать рейдерской атаки на урожай?

В фермерском хозяйстве обязательно нужен юрист. Он должен постоянно мониторить реестр собственников, реестр судебных решений — все эти базы в открытом доступе. Все изменения, которые касаются фермерского хозяйства и его собственников, можно вовремя обнаружить. Например, среди судебных решений могут появиться определения о передаче имущества, о запрете совершать действия третьим лицам, не препятствовать совершению определённых действий и т. д.

А в телефонной доступности всегда должен быть адвокат, который может выехать на место.

Нужны контакты с полицией и местными властями. Ну, и желательно, чтобы периметр охраняла вооружённая охрана. Ещё важно помнить, что такие рейдерские атаки происходят, как правило, в пятницу вечером, ведь в выходные госорганы не работают, и трудно быстро противодействовать.

Есть ещё одна, не совсем белая (но легальная) схема защиты. Многие превентивно на время сбора урожая инициируют судебный процесс между двумя собственниками. Тогда суд вносит меры обеспечения в виде запрета вносить изменения в реестр пока дело рассматривается. Такое определение связывает руки любому регистратору и нотариусу. Но это не очень хороший путь, потому что реального спора не существует. И это — злоупотребление правом.

Или можно создавать сателлитные структуры, передавать им в ипотеку или залог имущество, в том числе урожай, который предстоит собрать.

Но все эти меры никак не могут противодействовать физическому присутствию «крепких ребят».

Всё решается за одну ночь

Рейдерам нужно всего лишь ночь продержаться на этом поле при помощи «крепких ребят» в камуфляжной форме, утром продать, деньги поделить и разбежаться в разные стороны. Как я говорил выше, рейдер получает от продажи урожая в 5-10 раз больше, чем заплатил комбайнёрам и титушкам.

А как продержаться фермеру? Прежде всего, любыми законными способами задерживать и мешать сбору и вывозу урожая, ждать прибытия помощи — адвоката, охраны, полиции, наконец, местных жителей и журналистов. Если урожай соберут и вывезут, считайте, вы его потеряли.

Как возместить ущерб в такой ситуации? Никак. Можно, конечно, предъявлять в рамках уголовного дела претензии о причинённом ущербе. Но кому? Если речь о захвате земли, известно хотя бы имя обидчика. А если какие-то неизвестные мужики заезжают ночью на поле, всё выметают до последнего зерна и исчезают в неизвестном направлении — кому предъявлять претензии? В такой истории все участники наняты на один день за наличку — водители, грузчики, охрана.

Мораль истории

Незнание закона не освобождает от ответственности за собственное имущество. Но фермерам и не нужно знать законы, им нужно иметь юриста в команде и внешнего адвоката, который может быстро приехать.

Кроме того, как говорил один знаток силовых методов, доброе слово и охрана, лучше, чем просто доброе слово — кроме юристов, вам нужны охранники.

Наконец, вам необходимы хорошие отношения с местными жителями и готовность тех, кто работает на вашем предприятии, в случае чего, быстро мобилизировать народную подмогу.

Государство, к сожалению, с 2014 года ничего не сделало, чтобы предотвратить такие рейды на урожай. Правоохранители не реагируют на обращения, нотариусы не боятся наказаний. И всё так же привлекательна сама идея заработать на чужом труде и имуществе, просто применив «старую добрую» силу. История в Занках просто попала в поле зрения СМИ, а десятки таких случаев остаются неизвестными. Ну, подумаешь, ещё один фермер прогорел.

Алексей Харитонов, адвокат, партнер юридической компании ILF

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.