Стоит ли ожидать «кредитный бум» после открытия рынка земли?

15 апреля 2021, 08:00 3506
Елена Коробкова

Земля, пригодная для производства агропродукции, — понятный и ценный актив. В большинстве стран мира, где рынок таких земель существует и развивается с давних времен, земля традиционно используется как качественный залог при кредитовании.

В Украине, несмотря на многолетний мораторий на продажу сельскохозяйственных земель, этот рынок тоже существует. Во-первых, не вся земля подпадает под мораторий, во-вторых, при острой необходимости запреты можно обойти.

Однако о прозрачности этого рынка говорить не приходится и кредиты под залог такой земли банки выдавать не могут. Это особенно неприятно, если учесть, что агросектор в последние годы является признанным драйвером украинской экономики и очень привлекателен для кредитования. Конкуренция в этом сегменте кредитного рынка чрезвычайно высока.

Вполне естественно, что банки видят в открытии и формировании «белого» рынка сельхозземель огромный потенциал для агрокредитования. Однако, хотя банки и планируют дальнейший рост кредитования фермеров, «кредитный бум» на рынке земли вряд ли случится уже в этом году.

Причиной тому — ограничения, которые будут действовать для сельхозземель на первом этапе, до 2024 года. Речь о запрете на покупку земли для юридических лиц и ограничении в 100 гектаров для земли «в одни руки». Сдерживающее влияние ограничений будет проявляться в двух аспектах. Во-первых, они значительно сужают круг возможных покупателей земли, то есть усложняют задачу продажи банками залога, если заемщик не справится с погашением кредита. И пока рыночная статистика не подтвердит высокую ликвидность даже небольших земельных участков, банки с большой осторожностью будут принимать такое обеспечение.

Во-вторых, подавляющее большинство сотрудничающих с банками агропроизводителей — юридические лица, и они не будут иметь права выкупать землю, которую обрабатывают. Из этого следует еще одна сложность, которая на ближайшие несколько лет определит очертания рынка агрокредитования на покупку и под залог земли, а также формат кредитных продуктов.

И на этом стоит остановиться немного детальнее.

Не смотря на запрет покупать землю для юридических лиц, агропроизводители все же смогут начать выкуп земель в обработке, если покупателями будут выступать физические лица — собственники этих компаний. Но выдавая кредит такому физическому лицу банк обязан принимать во внимание его личные доходы, а не доходы его бизнеса. Выходит, с точки зрения применяемых к банкам регуляторных требований, кредитоспособный заемщик не имеет имущества для залога, а владелец имущества формально не способен вернуть кредит. Сама по себе такая ситуация не является совсем уж необычной — банки частенько кредитуют клиентов под имущественное поручительство третьих лиц. Но это усложняет процесс кредитования, увеличивает объем документооборота и стоимость кредита в целом.

И в случае кредитования микро-бизнеса эта «надбавка», в соотношении с размером кредита, может быть существенной. Впрочем, открытие рынка сельскохозяйственных земель со временем серьезно расширит потенциал сотрудничества банков и аграриев, в том числе и небольших. При этом возможность использования земли в качестве обеспечения — лишь один из факторов будущего роста.

По мере накопления рыночной статистики будет формироваться качественное понимание ликвидности и ценности сельскохозяйственных земель у банков и, что также важно, Национального банка. Это позволит повысить оценку земли как залога, в том числе при формировании резервов. Таким образом банки получат возможность смягчать подходы к оценке финансового состояния заемщиков при кредитовании под залог земли.

Кроме того, земельная реформа подтолкнула правительство к существенным переменам в системе государственной поддержки агросектора, центральным элементом которой станет недавно созданный Аграрный реестр. Подключение к нему упростит для банков получение информации о заемщике (с его согласия) для анализа кредитоспособности на всех этапах кредитного цикла. Это не только ускорит, но и удешевит сбор информации и документов, необходимых для принятия кредитных решений, а также в процессе обслуживания кредитов.

В свою очередь, доступ к данным упростит автоматизацию принятия кредитных решений, результатом которой будет радикальное ускорение и удешевление принятия кредитных решений. К слову, именно высокая себестоимость индивидуальных решений и административных затрат при работе с маленькими кредитами сегодня является едва ли не самым большим препятствием, ограничивающим доступ к банковским кредитам для маленьких хозяйств. Банки уже разрабатывают подобные системы, без которых невозможно доступно и оперативно кредитовать микро-бизнес. И доступ к информации, в том числе через Аграрный реестр, поможет в этом.

Елена Коробкова, исполнительный директор Независимой ассоциации банков Украины

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.