«Соевые правки» — толчок для переработки или удар по производителям?

03 октября 2019, 10:49 4326
Дарья Гриценко

В последнее время довольно часто поднимается вопрос целесообразности введения «соевых правок» и их влияния на сельское хозяйство Украины. Встречаются как сторонники данных правок, которые убеждены, что они стимулируют переработку и экспорт продуктов переработки из Украины, так и противники, которые констатируют невыгодность этих правок для производителей сои (с 1 января 2020 года и для рапса). Чтобы определить, какое действительно влияние имели принятые нормы, посмотрим на базовые показатели отрасли.

Посевные площади и производство. С 2010 года соя начала активно завоевывать внимание украинских производителей сельскохозяйственных культур. К этому времени площади под соей колебались в пределах 400-700 тыс. га, а с 2010 года уже начинают засевать более 1 млн га. Больше всего сои было посеяно в 2015 году — 2,1 млн га, однако в последние годы площадь под культурой активно уменьшается и в 2018 году составляла около 1,7 млн га, что на 13% меньше, чем в 2017 году ( «соевые правки» вступили в силу с 1 сентября 2018 г.). В этом году площади под соей прогнозируются на уровне 1,55-1,6 млн га, что еще на 9% ниже, чем в 2018 году и является самым низким показателем за последние 5 лет. Что касается производства — оно тоже прогнозируется на уровне 3,8 млн т, что на 15% меньше, чем в прошлом году (4,5 млн т в 2018 г.). Однако стоит учесть, что прошлый сезон удалось закрыть с рекордной урожайностью культуры — в среднем по Украине 2,6 т/га. То есть при условии, что урожайность сои составит в этом сезоне порядка 2,4 т/га, урожай будет, хотя и наименьшим за последние 5 лет, однако в среднем не сильно отставать от предыдущих лет — 3,8-3,9 млн т.

Переработка. Значительно уменьшилась доля экспортируемой сои в производимой — с 74% в 2017 году до 50% в 2018-м, то есть больше сои поступает на переработку. По данным Госстата, ежегодно в Украине перерабатывается 22-25% выращенной сои, то есть в пределах 0,9-1 млн т. По данным USDA, объемы переработки сои в Украине в последние годы увеличились и в 2018/19 МГ составили около 1,5 млн т (34% от производства), а на 2019/20 МГ прогнозируется незначительное наращивание переработки до 1,55 млн т, что составит потенциально 41% от произведенной в текущем сезоне сои. Такое незначительное (прогнозируемое) наращивание переработки может свидетельствовать о насыщенности мощностей для переработки сои в Украине.

Экспорт. Объемы экспорта сои уменьшаются. До 2017 года экспорт сои ежегодно рос и в 2017-м достиг рекордной отметки в 2,9 млн т. В 2018 году уже было экспортировано на 22% меньше сои, хотя урожай был рекордным для Украины. Если анализировать экспорт в 2018/19 МГ (сентябрь 2018 — август 2019), то экспорт соевых бобов уменьшился лишь на 8%, в то время как поставки за рубеж соевого масла выросли на 75%, а соевого жмыха — более чем вдвое. По прогнозам USDA, экспорт соевых бобов из Украины в текущем сезоне (2019/20 МГ) будет на 15% меньше, чем в 2018/19 МГ, так же как и производство.

Цены. Внутренние закупочные цены на сою (EXW) в сентябре составляют в среднем 8400 грн/ т, что на 21% меньше, чем в сентябре 2018 года. В то же время мировая цена на соевые бобы (FOB, Аргентина) сейчас на 13% меньше, чем в прошлом году. Внутренняя украинская цена на сою в среднем просела на 24% в 2019 году (январь-сентябрь 2019 г.), в то время как мировая — на 14%, что свидетельствует о возможном искусственном занижении украинской цены.

Таким образом, имеем следующую ситуацию: положительные тренды к наращиванию объемов переработки и экспорту продуктов переработки соевых бобов, на что и была направлена реформа. В то же время наблюдаем сокращение посевных площадей, потенциальное (в этом году) сокращение производства сои, ее экспорта и самое главное — уменьшение цены на сою для производителя. Мы получили «желаемое» — переработка растет, однако это лишь кратковременный результат. Учитывая долгосрочную перспективу, такая ситуация не останется перманентной — уже скоро (в последующие сезоны) мы увидим весомые изменения, и вряд ли они будут положительными.

Фактически экспортер пытается компенсировать невозмещенный НДС, устанавливая более низкую закупочную цену для производителя. То есть отмена возврата НДС при экспорте автоматически удешевляет товар на внутреннем рынке, что выгодно переработчикам. Те компании, которые не будут экспортировать самостоятельно (поскольку лишь тем производителям, кто самостоятельно экспортирует сою, НДС возвращается), вынуждены продать сырье переработчикам или экспортерам по заниженной цене. В такой ситуации выигрывают в основном переработчики и крупные (и частично средние) производители, которые фактически являются как производителями, так и экспортерами сои. Таким образом, мы уже видим стремительное сокращение посевных площадей и незаинтересованность производителей в выращивании сои, а также падение внутренних цен на сою. Так, низкая цена не в последнюю очередь связана с мировым трендом к падению цен на сою из-за уменьшения спроса со стороны одного из крупнейших потребителей сои — Китая (в связи с АЧС на его территории) и торговой войны между тем же Китаем и США. Однако стоит учесть, что украинская цена на сою просела в разы больше, чем мировая.

«Соевые правки» начали действовать с сентября 2018 года, и хотя длятся лишь полтора года, мы уже наблюдаем значительное сокращение площадей и производства сои и замену выращивания бобовой культуры на более интенсивные культуры (например, кукурузу). В дальнейшем выращивание сои станет невыгодным для производителей (особенно малому бизнесу), и они переключатся на другие культуры, а переработчики потеряют своих поставщиков. В данной ситуации проигрывают именно мелкие производители, которые вынуждены, кроме того, что получать убытки за счет валютных колебаний (посеяли по курсу 27 грн/$, а продавать должны при 24 грн/$), еще и продавать сою по более низкой цене. По факту, все «сливки» с принятых реформ собрали переработчики, которые получили доступ к дешевому сырью и нарастили свои мощности. Так был ли это толчок для переработки или все же больше удар по производителям?

Дарья Гриценко, аналитик УКАБ

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.