Сможем ли мы накормить мир?

09 ноября 2017, 09:55 4613
Ирина Душник

По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), 11% населения планеты не хватает еды. То есть каждый девятый человек в мире страдает от голода. Наиболее уязвимыми регионами являются Азия и Африка: в Азии голодают 520 млн человек, в Африке — 243 млн. Существует много причин, которые повлияли на резкое обострение проблемы голода в мире, но основными являются военные конфликты, климатические изменения и природные бедствия, которые, так или иначе, связаны с изменениями климата.

Уже в 2030 году население земного шара вырастет до 8,5 млрд, а в 2050 году составит почти 10 млрд человек. Такие статистические данные наводят на размышления о том, что думать и действовать нужно уже сегодня. Военные конфликты и непростые политико-экономические условия в мире ставят перед человечеством новые задачи, среди которых — обеспечения все большего количества людей медицинским обслуживанием, образованием, работой и, прежде всего, продовольствием. Это означает, что рыночный спрос на продукты питания будет продолжать расти.

По некоторым прогнозам, потребность в зерновых для пищевых продуктов и кормов для животных до 2050 года составит около 3 млрд тонн. Зерновая отрасль претерпит кардинальные изменения и, прежде всего, нужно будет больше зерновых. Это побуждает нас к развитию, а значит, и к изменениям.

По итогам прошлого года аграрии собрали 66 млн тонн зерновых культур — это крупнейший урожай за всю историю независимости. Уже несколько сезонов подряд отмечается устойчивая тенденция к наращиванию объемов урожая и, как результат, увеличение экспорта зерновых. В частности, прошлый маркетинговый год был отмечен рекордным экспортом — почти 45 млн тонн зерна Украина поставила на внешние рынки. В перспективе к 2020 году планируется нарастить производство зерна на уровне 100 млн тонн и экспорт — до 60-70 млн тонн.

Украина имеет чрезвычайно большой потенциал аграрной отрасли и претендует стать мировым лидером по производству зерна. Урожаи зерновых почти втрое превышают потребление внутри страны, то есть Украина в полной мере обеспечивает себя продовольствием. К тому же наблюдается устойчивая тенденция к уменьшению объемов зерна, которое необходимо для продовольственных потребностей страны. Таким образом, создаются предпосылки для увеличения поставок аграрной продукции на внешние рынки. Следовательно, наша страна может сыграть значительную роль в решении проблемы голода в мире.

Высокие показатели урожайности в течение последних лет и связанный с этим рост экспорта зерновых, который увеличил нагрузку на железнодорожную инфраструктуру Украины, выявили ряд проблем, требующих срочного решения.

Речь идет о проблеме дефицита вагонов-зерновозов. По оценкам различных участников рынка, дефицит вагонов-зерновозов составляет 3-4 тыс. единиц. В течение следующих трех лет эта цифра может достичь 10 тыс. Около 90% текущего парка вагонов почти полностью изношены и требуют замены или капитального ремонта. Эта проблема также усиливается ощущением бизнеса относительно существенного снижения эффективности работы «Укрзализныци»: регулярный дефицит топлива, невыполнение планов относительно капитальных инвестиций, проблемы с тягой, коррупционные элементы в системе распределения вагонов и пр.

Комитет зерновых и масличных культур Европейской Бизнес Ассоциации неоднократно подчеркивал, что одним из возможных вариантов решения этой проблемы является создание условия для привлечения частных инвестиций в увеличение парка вагонов-зерновозов.

Сегодня международные инвесторы готовы вкладывать средства в проекты обновления парка вагонов-зерновозов при условии реализации соответствующей тарифной политики. Речь идет о предоставлении инвесторам в течение определенного периода времени преференций на железнодорожные перевозки, в частности в виде уменьшения стоимости перевозки с использованием частных вагонов по сравнению с общим парком. Это создаст экономическую целесообразность инвестиций частного капитала в проекты строительства вагонов-зерновозов.

Поскольку Украина ежегодно увеличивает производство аграрной продукции и наращивает экспортный потенциал, мы действительно можем помочь преодолеть голод в мире. Но обострение транспортного коллапса внутри страны, вызванное дефицитом вагонов-зерновозов, не только тормозит развитие аграрной отрасли, но и приводит к увеличению рисков, связанных с внешней торговлей. Поэтому надо дать зеленый свет частному бизнесу, если государство не в состоянии обеспечить потребности рынка самостоятельно.

Ирина Душник, исполнительный директор Комитета зерновых и масличных культур ЕБА

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.