Слепой ведет незрячего, или Одевайтесь хорошо

16 ноября 2018, 06:21 2495
Андрей Анпилов

В процессе роста и развития, каждая компания приходит к осознанию необходимости автоматизации процессов. На разных этапах примеряет на себя различные IT-продукты. Из некоторых вырастает, но продолжает их использовать, всячески дорабатывая. Чтобы понять, как это выглядит, представьте человека в штанах на 3 размера меньше. Коротко, узко, неудобно, давит.

Встречаются обратные случаи, когда покупают крутое ПО «на вырост». Или продавец ПО предлагает отличное решение, но полный комплекс стоит очень дорого, а базовая версия не покрывает все потребности. Как зимняя куртка, подающаяся без меховой подкладки.

А бывает, что в процессе роста одна компания поглощает другую, с другим подходом к автоматизации, другим набором ПО. У поглощаемых вроде бы все налажено и работает, давайте это пока оставим, переход на единое ПО дорого и долго, да и на какое переходить? И человек в коротких штанах начинает натягивать на себя чужую рубашку, которая ему тоже не по размеру.

Бывает, что компания сама решает разрабатывать какое-то ПО, руководствуясь «у нас такие уникальные процессы, которых нет ни у кого, и которые кроме нас ну никто не знает и не поймет». Недооценив долю вымысла в этих словах, вместо покупки готового решения, компания тратит бюджеты и время на пошив пиджака, вместо покупки готового и изменения своих «уникальных» процессов под best market practice. В итоге, человек в коротких штанах и рубахе не по росту пытается влезть в пиджак, в котором разные рукава.

Потом начинается каждодневная работа, которая требует данных для принятия решений. Целый Зоопарк ПО накапливает сотни тысяч или миллионы строк информации. Которую необходимо проанализировать и выбрать из нее данные в форме отчетов.

Система отчетности любой компании многообразна и глубока. Каждый день генерируется масса информации, которую необходимо обработать и извлечь из нее данные. Данные нужно представить в отчетах. Отчеты нужно распечатать и положить на стол или послать по электронной почте. В итоге, на столе растет пачка бумаги, где каждый листик, как круг на срезе загубленных деревьев. А непрочитанных сообщений в почте постепенно становится больше, чем прочитанных. Бывает, правда же?

Но, даже если Вы добросовестно начинаете свой день с просмотра сводки «за вчера», вы ограничены аналитикой этой таблицы: только за представленный период и только эти показатели. Чтобы посмотреть «а за позавчера что у нас?» или «а за счет чего это мы так?», надо найти другую сводку/таблицу и сопоставить. Глубина «неделя к неделе» заставляет погрузится в бездну памяти. А случайный вопрос руководителя «а как мы в прошлом году в это время?» вызывает легкую панику и обращение к анналам или к «исторической памяти» Верховного старожила и Хранителя Знаний, который в такие минуты славы чувствует себя экономистом «главнее Карла Маркса»! Он вспомнил? Не спешите радоваться — у Вас в прошлом году был другой формат таблички! А шеф хочет «чтобы как сейчас»! Истерика и переделки.

Отчеты в компании эволюционируют непрерывно. Человек — это не венец эволюции, это звено в цепочке от шимпанзе до Отчетности!

Зоопарк ПО превращает сбор данных для отчетности в увлекательный квест и путешествие по различным системам, в которых одинаковые процессы могут учитываться по-разному. Из Зоопарка ПО недостаточно просто выбрать данные. Их необходимо консолидировать. Убрать внутренние операции. Нетипичные проводки. Управленческие корректировки. Работа аналитика в такой ситуации сводится к сбору информации, а не к анализу или принятию решений, как это представлено на рисунке.

При этом IT-служба не может мгновенно реагировать на изменение запросов пользователей по форме и содержимому отчетности. Часть ее времени и ресурсов расходуется на то, чтобы в Зоопарке ПО никто не умер.

И вот, при наличии в Зоопарке ПО самых разных зверей, аналитик после сбора информации все равно должен «доработать изделие напильником» — в таблицах Excel. Куда уж без него? Без Excel и «человеческого фактора»…

Из-за этой круговерти информации, потока цифр, шквала запросов на встречу, человек в одежде не по росту идет медленно, ступает осторожно, зажмурив глаза и двигаясь наощупь.

Ответ на вопрос «зачем Вам нужна бизнес-аналитика?», я люблю иллюстрировать этой картинкой:

Бизнес-аналитика нужна чтобы увидеть данные. Чтобы прозреть. Чтобы принимать решения не на основе интуиции, а на основе данных. Чтобы двигаться не на ощупь, а с широко раскрытыми глазами. И чтобы подогнать одежду по размеру. Чтобы исправить зрение.

Какие же инструменты есть для этого?

Программы для бизнес-аналитики подключаются к различным источникам данных, связывают их в единое целое, и выводят информацию в наглядном, осмысленном виде. Это позволяет быстро анализировать большие наборы данных, выделять взаимосвязи, и концентрировать внимание на том, что действительно важно.

В сегменте бизнес-аналитики уже несколько лет подряд лидерами являются: Tableau, Power BI и Qlik.

Основные цели внедрения бизнес-аналитики в компании:

  • «ну, во-первых, это красиво!», как говорят в Одессе,
  • оперативность получения данных (информация обновляется автоматически),
  • помощь в принятия управленческих решений и контроле — приборная панель,
  • отсутствие ручного труда в подготовке этих данных,
  • возможность самостоятельной аналитики для пользователей.

Так что, если Вы не располагаете средствами на красивую одежду по размеру, а одеваться все же как-то надо, то не поскупитесь хотя бы на приличного портного, который подгонит Вам по размеру то, что уже есть.

Андрей Анпилов, финансовый директор в АПК  

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.