Встречаются обратные случаи, когда покупают крутое ПО «на вырост». Или продавец ПО предлагает отличное решение, но полный комплекс стоит очень дорого, а базовая версия не покрывает все потребности. Как зимняя куртка, подающаяся без меховой подкладки.
А бывает, что в процессе роста одна компания поглощает другую, с другим подходом к автоматизации, другим набором ПО. У поглощаемых вроде бы все налажено и работает, давайте это пока оставим, переход на единое ПО дорого и долго, да и на какое переходить? И человек в коротких штанах начинает натягивать на себя чужую рубашку, которая ему тоже не по размеру.
Бывает, что компания сама решает разрабатывать какое-то ПО, руководствуясь «у нас такие уникальные процессы, которых нет ни у кого, и которые кроме нас ну никто не знает и не поймет». Недооценив долю вымысла в этих словах, вместо покупки готового решения, компания тратит бюджеты и время на пошив пиджака, вместо покупки готового и изменения своих «уникальных» процессов под best market practice. В итоге, человек в коротких штанах и рубахе не по росту пытается влезть в пиджак, в котором разные рукава.
Потом начинается каждодневная работа, которая требует данных для принятия решений. Целый Зоопарк ПО накапливает сотни тысяч или миллионы строк информации. Которую необходимо проанализировать и выбрать из нее данные в форме отчетов.
Система отчетности любой компании многообразна и глубока. Каждый день генерируется масса информации, которую необходимо обработать и извлечь из нее данные. Данные нужно представить в отчетах. Отчеты нужно распечатать и положить на стол или послать по электронной почте. В итоге, на столе растет пачка бумаги, где каждый листик, как круг на срезе загубленных деревьев. А непрочитанных сообщений в почте постепенно становится больше, чем прочитанных. Бывает, правда же?
Но, даже если Вы добросовестно начинаете свой день с просмотра сводки «за вчера», вы ограничены аналитикой этой таблицы: только за представленный период и только эти показатели. Чтобы посмотреть «а за позавчера что у нас?» или «а за счет чего это мы так?», надо найти другую сводку/таблицу и сопоставить. Глубина «неделя к неделе» заставляет погрузится в бездну памяти. А случайный вопрос руководителя «а как мы в прошлом году в это время?» вызывает легкую панику и обращение к анналам или к «исторической памяти» Верховного старожила и Хранителя Знаний, который в такие минуты славы чувствует себя экономистом «главнее Карла Маркса»! Он вспомнил? Не спешите радоваться — у Вас в прошлом году был другой формат таблички! А шеф хочет «чтобы как сейчас»! Истерика и переделки.
Отчеты в компании эволюционируют непрерывно. Человек — это не венец эволюции, это звено в цепочке от шимпанзе до Отчетности!
Зоопарк ПО превращает сбор данных для отчетности в увлекательный квест и путешествие по различным системам, в которых одинаковые процессы могут учитываться по-разному. Из Зоопарка ПО недостаточно просто выбрать данные. Их необходимо консолидировать. Убрать внутренние операции. Нетипичные проводки. Управленческие корректировки. Работа аналитика в такой ситуации сводится к сбору информации, а не к анализу или принятию решений, как это представлено на рисунке.
При этом IT-служба не может мгновенно реагировать на изменение запросов пользователей по форме и содержимому отчетности. Часть ее времени и ресурсов расходуется на то, чтобы в Зоопарке ПО никто не умер.
И вот, при наличии в Зоопарке ПО самых разных зверей, аналитик после сбора информации все равно должен «доработать изделие напильником» — в таблицах Excel. Куда уж без него? Без Excel и «человеческого фактора»…
Из-за этой круговерти информации, потока цифр, шквала запросов на встречу, человек в одежде не по росту идет медленно, ступает осторожно, зажмурив глаза и двигаясь наощупь.
Ответ на вопрос «зачем Вам нужна бизнес-аналитика?», я люблю иллюстрировать этой картинкой:
Бизнес-аналитика нужна чтобы увидеть данные. Чтобы прозреть. Чтобы принимать решения не на основе интуиции, а на основе данных. Чтобы двигаться не на ощупь, а с широко раскрытыми глазами. И чтобы подогнать одежду по размеру. Чтобы исправить зрение.
Какие же инструменты есть для этого?
Программы для бизнес-аналитики подключаются к различным источникам данных, связывают их в единое целое, и выводят информацию в наглядном, осмысленном виде. Это позволяет быстро анализировать большие наборы данных, выделять взаимосвязи, и концентрировать внимание на том, что действительно важно.
В сегменте бизнес-аналитики уже несколько лет подряд лидерами являются: Tableau, Power BI и Qlik.
Основные цели внедрения бизнес-аналитики в компании:
Так что, если Вы не располагаете средствами на красивую одежду по размеру, а одеваться все же как-то надо, то не поскупитесь хотя бы на приличного портного, который подгонит Вам по размеру то, что уже есть.
Андрей Анпилов, финансовый директор в АПК
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.