Сладкая прибыль

18 апреля 2016, 08:56 2255
Дмитрий Александров

Ни для кого не секрет, что Украина уже укоренилась в понимании всего мира как один из основных поставщиков сельскохозяйственной продукции. Лидерские позиции по данному направлению нашей стране, в основном, обеспечивают крупные агрохолдинги, которые занимаются экспортом зерновых и масленичных продуктов, новым же игрокам довольно трудно выдержать их конкуренцию, а потому приходится искать альтернативные возможности для заработка.

Проведенный специалистами ALEXANDROV&PARTNERS анализ потребительского рынка Украины и стран Евросоюза свидетельствует о том, что на сегодняшний день одним из наиболее интересных продуктов для реализации является МЕД. Особо интересен этот продукт с позиции экспорта.

Цифры тут говорят сами за себя. Отечественные пчеловоды готовы продавать произведенный ими продукт в пределах 33 гривен за килограмм, при этом минимальная цена закупки меда, в ближайших странах Евросоюза составляет более чем 2 евро за килограмм. Таким образом, при правильной организации бизнеса на экспортной реализации меда можно иметь довольно неплохую прибыль.

Что же необходимо понимать медовому экспортеру в первую очередь?

Безусловно, что любой экспортер меда в станы ЕС столкнется с определенными требованиями по качественным характеристикам, которые он обязан, будет обеспечить и, в принципе, сделать это не представляет особой сложности. Тем не менее, на практике, мы уже видим, что ряд нюансов все же существует и связаны они в первую очередь с несоответствием требований к качеству меда у нас и в странах Евросоюза.

Основная проблема заключается в том, что наши лаборатории, работая многие годы по одному стандарту (ГОСТ 4497:2005 «Мед натуральный») способны проводить анализ качества только на требования, установленные упомянутым выше ГОСТом. При этом нормы Директивы 2001/110/ЕС от 20 декабря 2001 года о меде, которыми установлены основные требования к меду в ЕС, содержат несколько иные качественные показатели, определить которые способны далеко не все лаборатории в нашей стране. По большому счету, неразрешимых задач не бывает, и экспортер всегда может обратиться за поведением анализов в частную лабораторию либо же провести анализ проб меда в стране импортера, однако такой аспект должен быть учтен начинающим экспортером при подготовке к реализации проекта.

Также экспортеру меда необходимо помнить о том, что помимо стандартной, для любой экспертной компании, постановки на учет в таможенных органах, ему необходимо будет обеспечить выполнение норм Закона Украины «Об основных принципах и требования к безопасности и качеству пищевых продуктов» в части утверждения экспортных мощностей. То есть получить соответствующее разрешение от Госветфитослужбы и попасть в реестр экспортёров, наличие, в котором и позволяет осуществлять экспортную деятельность пищевых продуктов.

Тут стоит обратить внимание, что с восьмого апреля текущего года вступил в силу Порядок утверждения экспортных мощностей, внесения и исключения их из реестра утвержденных экспортных мощностей, утвержденный Приказом Минагрополитики № 38 от 10.02.2016. Таким образом, на сегодняшний день для попадания в реестр экспортеров пищевых продуктов потенциальному экспортеру необходимо обеспечить все требования, установленные упомянутым выше Приказом, добиться проведения инспектирования своих мощностей и получить на руки копию приказа об утверждении такой мощности для осуществления экспорта.

Помимо требований, для экспортеров меда существуют и преференции.  Так вступившие в силу с 1 января 2016  года нормы раздела IV Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны, дают возможность отечественным экспортерам осуществлять поставки их продукции, используя установленные квоты.

Указанные преференции для меда установлены в размере 5 тысяч тонн в год (с оговоркой о постепенном увеличении до 6,5 тысяч тонн). На самом деле, как показывает практика, такие цифры являются достаточно низкими. В этом году украинские экспортера успели использовать квоты в течении всего лишь одного месяца. Однако заручившись поддержкой квалифицированных специалистов, воспользоваться квотами все же можно. Дело в том, что для получения квот по меду используется принцип «первый пришел - первый обслуживается» то есть правильная организация процесса и вовремя подготовленные документы это то, что вам нужно для возможности использования квот по меду.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что даже в самые кризисные времена стоит помнить о том, что слово «кризис», написанное по-китайски, состоит из двух иероглифов: один означает «опасность», другой — «благоприятная возможность». С учетом того что Китай является мировым лидером по экспорту меда актуальность этого факта, в данном случае, как нельзя кстати. Одной из «возможностей», в сегодняшних реалиях, является реализация проектов по экспорту меда в страны ЕС. Грамотно организованный процесс и наличия неких специализированых навыком может стать залогом успеха и обеспечить неплохую прибыль.

Дмитрий Александров, управляющий партнер ALEXANDROV&PARTNERS

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.