Такое мнение высказал профессор Киевской школы экономики и руководитель Центра исследований продовольствия и землепользования Олег Нивьевский.
Он напомнил, что в марте НДС на отдельную агропродукцию снизили до 14%, в конце июля частично вернули до 20%. Почти одновременно с этим решением Минагрополитики озвучило идею «сквозного» уменьшенного НДС для агропродовольственной продукции.
«В большинстве стран ЕС с пониженной ставкой НДС облагается только готовая продовольственная продукция, а не агросырье. Агросырье, в свою очередь, облагается налогом по стандартной ставке», — уточнил он.
Как отмечает исследователь, уменьшенные ставки на продовольствие используются в большинстве случаев в социальных целях, с целью исправления регрессионной природы НДС для малообеспеченных слоев населения, поскольку НДС более обременителен для населения с меньшими доходами.
Однако исследования свидетельствуют также о том, что снижение ставок НДС показали себя неэффективным инструментом «поддержки» бедных домохозяйств. Как альтернативный и эффективный способ поддержки бедных слоев населения используются программы адресной продовольственной помощи, как в случае, например, программы продовольственной помощи SNAP в США.
С другой стороны, использование пониженных ставок имеет существенные негативные последствия из-за вмешательства в относительные цены в экономике.
«Фактически, агропродовольствие становится дешевле по отношению к образованию, высокотехнологичной продукции и т.п. Как следствие, происходит искривление межотраслевой конкуренции, чрезмерная фискальная нагрузка на другие отрасли (ведь где-то нужно брать налоговые поступления) и неэффективное использование ресурсов. Практика сквозного снижения НДС — это путь к нарушению межотраслевой конкуренции и потерям госбюджета», — отмечает Нивьевский.
Ожидаемые годовые потери госбюджета (где треть всех поступлений — это поступления от НДС) от внедрения сквозной 14% ставки НДС на продовольствие составляют 57-70 млрд грн. Расчет велся на примере 2020 г., когда поступления в государственный бюджет от налогообложения потребления (НДС) составили 381,4 млрд грн. В среднем же домохозяйства тратят около 50% своих доходов на продовольствие. Поэтому потери госбюджета в таком случае можно ожидать на уровне 57 млрд грн (=381,4 млрд грн * 50% * (6%/20%)).
Вместо этого, использование единой ставки НДС считается эталоном или лучшей практикой. Дифференциация ставки НДС делает администрирование налога более сложным и расширяет пространство для злоупотреблений и коррупции, считают эксперты.
Исследования системы НДС в ЕС обнаружили отрицательную корреляцию между количеством ставок НДС, эффективной ставкой (то есть фактически поступлениями в бюджет) и экономическим ростом. Хотя с другой стороны, снижение ставки НДС на экспортную аграрную продукцию уменьшает объемы возмещения этого налога экспортерам, а затем несколько снижает привлекательность злоупотреблений с экспортным НДС.
«Политика пониженных ставок НДС встречает все больше критики из-за уменьшения роли налога в поддержании продовольственной безопасности в связи со снижением неравенства доходов, а также необходимостью ограничения производства некоторых видов продукции по экологическим соображениям и соображениям поддержания здоровья населения», — резюмирует Олег Нивьевский.
Кроме того, внедрение сниженной ставки противоречит обязательствам Украины в рамках сотрудничества с МВФ, вредит инвестиционной деятельности сельхозпроизводителей, развитию животноводства и переработки, добавляет эксперт.
AgroPortal.ua по материалам Киевской школы экономики