Рынок меда: когда кризис можно превратить в возможности

21 октября 2019, 10:00 4332

Производство меда в мире с 2000 года выросло на 48% — до 1,86 млн т, а с 2010 года его темпы ускорились — ежегодно на 2,8%. Конкуренция между странами на мировом рынке меда растет, и Украине с каждым годом все труднее ее выдерживать.

Такое мнение высказала консультант Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Анна Бурка во время медового форума «Украина медовая и мир».

«В мире растет производство и потребление меда. Например, в США, которые являются одним из ключевых импортеров меда, его потребление за последние 20 лет выросло на 40%. В то же время все чаще фиксируются факты потери пчел из-за экологических факторов, болезней, интенсивного использования пестицидов и т.п. Растет стоимость содержания пчел и затраты на производство меда и одновременно фиксируется низкий уровень цен на международном рынке», — отмечает Анна Бурка.

По ее словам, эти показатели дают основание говорить о присутствии на рынке большого количества фальсифицированного меда, что искусственно увеличивает предложение.

Именно фальсификации и мошенничество с медом эксперт назвала основными проблемами и угрозами, которые стоят перед мировым рынком меда.

«Мед относится к топ-продуктам мирового рейтинга по мошенничеству. Правительство Канады недавно опубликовало результаты исследования, проведенного в течение 2018 года, согласно которому из 240 отобранных образцов из ритейла, оптовых складов, перерабатывающих компаний и т.д. 22% были фальсифицированы, то есть содержали сиропы», — отмечает Анна Бурка. В последние годы также сообщалось о случаях фальсификации меда в Индии, Китае, Австралии, Новой Зеландии и Европе.

Еще один вызов для мирового рынка, который назвала эксперт, — низкие цены. Анна Бурка отметила, что эта тенденция, вероятно, сохранится в ближайшем будущем.

«В такой ситуации операторам рынка необходимо подумать о системе прослеживаемости, чтобы уменьшить риски и улучшить доверие потребителя к происхождению и качеству меда. Остро стоит вопрос ответственного производства. Во время, когда потребители становятся все более осведомленными, компании, чтобы конкурировать и оставаться актуальными на рынке, вынуждены внедрять инновации, разрабатывать новые продукты», — рассказывает Анна Бурка.

Среди последних трендов на рынке меда и настроений потребителей эксперт отметила: большее доверие вызывает продукция мелких или локальных производителей; отдается предпочтение продукции «без пластика» — это тренд последнего года в упаковке; поиск продуктов, которые соответствуют динамичному образу жизни, — маленькие порции в удобной упаковке, которые можно съесть по дороге на работу.

«Рыночные тенденции создают возможности для производителей. Сейчас, например, в тренде здоровое питание, и набирают популярность продукты с низким уровнем сахара. В качестве подсластителя почти любого продукта можно использовать мед.

Также растет спрос на региональные продукты. Для Украины это может быть продукция с географическим указанием как, например, «Карпатский мед».

В Калифорнии есть кооператив Sioux Honey, которому уже почти 100 лет, в его состав входит более 250 участников. Они разработали бренд и на каждой баночке разместили историю пасечника-члена кооператива, который поставляет мед из своего региона. То есть каждая баночка содержит историю и каждый потребитель может видеть не только «своего поставщика сладкого продукта, но и быть уверенным, что мед от пасеки до розлива в банки действительно местный», рассказывает Анна Бурка.

По ее словам, хотя рынок и переживает этап низких цен на мед, но производителям в это время нужно подумать о возможностях — производстве продуктов с добавленной стоимостью. Например, медовые композиции, соусы с добавлением меда, медовые напитки, косметика на основе продукции пчеловодства и т.п.


Людмила Лебедь, AgroPortal.ua