Quo vadis, агро Румынии?

05 марта 2020, 16:37 5620
Тарас Гагалюк

При прогнозировании возможных изменений в аграрном секторе Украины вследствие земельной реформы полезно рассмотреть похожие примеры стран-соседей, например, Румынии.

Чем похожи между собой Украина и Румыния? Во-первых, обе страны являются аграрными странами с сопоставимой структурой производства и концентрацией на производстве продукции растениеводства. Во-вторых, похожа и структура хозяйств, ведь и в Украине, и в Румынии сосуществуют очень большие и очень малые хозяйства. В-третьих, Румыния, как и Украина, — страна постсоциалистическая, она прошла серьезные этапы трансформации аграрного сектора, включая либерализацию рынка земли и присоединение к общей аграрной политике Евросоюза (ОАП ЕС). К чему это привело?

Сегодня при общей площади пашни 9-10 млн га в структуре посевных площадей Румынии преобладают кукуруза (около 2,5 млн га в среднем за последние 10 лет), пшеница (более 2 млн га), подсолнечник (1 млн га), рапс и ячмень (соответственно по 500 тыс. га). Урожайность кукурузы в среднем по стране составляет в последние годы около 4 т/га, пшеницы — 3,5 т/га, подсолнечника — 2 т/га, ячменя — 3,5 т/га, рапса — 2,6-2,8 т/га.

Структура хозяйств в аграрном секторе Румынии выглядит следующим образом:

Тип хозяйства

Размер

Количество хозяйств (% от общего количества)

Площадь в обработке (% от общей с/х площади)

Малые хозяйства

<1 га

1,850 млн (54%)

0,640 млн га (5,1%)

Подсобные хозяйства

1-10 га

1,480 млн (43,4%)

4,250 млн га (21,2%)

Семейные фермы

10-100 га

0,075 млн (2,2%)

1,630 млн га (13,1%)

Коммерческие хозяйства

>100 га

0,012 млн (0,4%)

5,97 млн га (47,8%)

К последней группе, то есть коммерческим предприятиям, относятся и топ-10 агрохолдингов-землепользователей в размере от 15 тыс. га до 57 тыс. га, в обработке которых в целом находится 326 тыс. га (или 2,6% сельскохозяйственных угодий страны). Также есть целый ряд предприятий в диапазоне от 1 тыс. га до 10 тыс. га. В восьми из топ-10 агрохолдингов присутствует зарубежный капитал (происхождением из Великобритании, Ливана, Нидерландов и т.д.). В целом источником капитала для крупных предприятий являются богатые индивиды-частные инвесторы, семейные и институционные (пенсионные) фонды, а также влиятельные местные владельцы олигархического типа.

В Румынии вопросы иностранной собственности на землю и крупномасштабного аграрного производства являются довольно чувствительными и сегодня — через 13 лет с момента вступления страны в ЕС и 6 лет с момента полной либерализации рынка земли. Развитие крупных предприятий вызывает беспокойство в обществе, в частности в контексте погектарных субсидий в рамках ОАП ЕС. Согласно официальной статистике Евросоюза, в структуре румынских сельхозпредприятий, получающих субсидии, доля крупных предприятий с объемом стандартного выхода продукции более 50 тыс. евро выросла с 2% до 12% в 2008-2016 гг. Сам объем поддержки, который приходится на крупные предприятия, вырос более чем вдвое — с 18% до 38% общего объема поддержки за тот же период.

На фоне этих изменений интересно проследить, каким образом развивалась аграрная политика Румынии со времен свержения режима Чаушеску. Ее основные этапы можно описать следующим образом:

· 1991-2001 гг. Приватизация и реституция сельхозземель. Реституция была смешанной: бывшие (докоммунистические) владельцы земли могли получить до 10 га, а бывшие работники коллективных хозяйств — 0,5 га. В этот период 3,86 млн сельских домохозяйств получили в собственность 13,7 млн га (в среднем 3,55 га). Началось движение аграрной политики «в направлении ЕС», происходила диверсификация сельхозпроизводства, создавались сельхозпредприятия. В то время 90% хозяйств имели размер менее 5 га (в среднем 1,65 га) и обрабатывали 35% угодий, а 9,6 тыс. предприятий размером более 100 га (0,3% от общего количества предприятий) обрабатывали 37% угодий.

· 2002-2006 гг. Внедрение программы ЕС SAPARD (Special Accession Programme for Agricultural and Rural Development), направленной на «приближение условий» в сельском хозяйстве и сельской местности стран-претендентов на вступление в ЕС. Благодаря программе с разным уровнем успеха удалось добиться улучшения доступа на рынки и конкурентоспособности продукции переработки сельского и рыбного хозяйств, совершенствования инфраструктуры для развития сельских территорий, развития несельскохозяйственных видов занятости в сельской местности.

· 2007-2013 гг. Присоединение к ОАП ЕС. На данном этапе для аграрного сектора Румынии открылся доступ к фондам ЕС (как инвестиций, так и субсидий). Значительно активизировалась торговля агропродовольственной продукцией: экспорт вырос в 5 раз, импорт — вдвое. Заработал на полную мощность рынок сельхозземель, что привело к росту цены на землю минимум вдвое. В обработку начали возвращаться земли, на которых определенный период ничего не выращивалось (определенные источники утверждают, что площадь таких земель в Румынии составляла 6,8 млн га в 2008 г.). В 2005-2013 гг. почти на 25% вырос средний размер хозяйств (по выручке).

· 2014-2020 гг. «Новая» ОАП ЕС. В 2014 г. был открыт доступ на рынок земли физическим и юридическим лицам из стран ЕС, что повлияло на дальнейший рост цены земли на 10-15% ежегодно. По состоянию на 2015 г. выросло также количество программ поддержки аграрного сектора — с 8 до 84 программ в целом. Программы поддержки стали все больше направляться на развитие секторов с производством продукции с добавленной стоимостью — садоводства, виноградарства, овощеводства и тепличного хозяйства. В 2016 г. была пересмотрена Национальная программа сельского развития с целью предоставления лучшего доступа на рынки семейным фермам. В частности, были пересмотрены нижние и верхние пределы стандартного выхода продукции, для того чтобы хозяйство могло считаться коммерческим фермерским хозяйством. Нижняя граница была «подвинута» с 8 тыс. евро до 4 тыс. евро, что позволило увеличить количество коммерческих фермерских хозяйств на 312 тыс., а верхняя — с 25 тыс. евро до 100 тыс. евро, что должно способствовать развитию хозяйств размером 30 га и более.

Об аналогиях и различиях между развитием аграрного сектора Украины и других стран подробнее будем дискутировать 12 марта в Киеве на конференции «Quo vadis, АГРО?», которую организует ассоциация «Украинский клуб аграрного бизнеса» в партнерстве с Лейбниц Институтом аграрного развития в странах с переходной экономикой (IАМО) и международным экспертным центром «Large Scale Agriculture (LaScalA)».

Тарас Гагалюк, старший научный сотрудник IАМО (Германия), член Экспертного совета УКАБ

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.