Чтобы украинский мёд вышел на международный рынок, берём на вооружение опыт продвижения других стран.
Портрет целевой аудитории: где востребованы продукты пчеловодства
Страны, экспортирующие мёд, отличаются гибким экономико-организационным взаимодействием. Там главную роль играет механизм правовой защищённости и мощная инфраструктурная сетка отрасли, обеспечивающая полноценную работу кадров.
Мелкие региональные производители — фундамент пчеловодства. Зарегистрированных фермеров-пасечников в Украине мало, хотя именно они дают товарный мёд.
Перед разработкой стратегии реализации необходимо создать портреты целевой аудитории. Потребляют мёд не только люди. Продукт нужен в пищевой промышленности, косметологии, фармацевтике. Из перги и прополиса готовят препараты и комплексные биоактивные добавки.
Китай: базис для успешного маркетинга — стандарты и поддержка ASAC
Центром пчеловодства Китая является провинция Чзэцзян, где производится до 1/3 мёда. Результаты сбора продукта от 1 млн. семей (в среднем на одного пасечника приходится 67 ульев) перерабатывают и реализуют компании разного размера. В Китае более 2000 переработчиков, из них 10 — крупных, с оборотом 15 млн. $ в год. Налогообложения пчеловодства в стране нет. Услуги ветеринарной службы, внедрение новых технологий и подготовка кадров бесплатны. Жёстко работают стандарты: половина продукта уходит на экспорт.
Ассоциация учёных пчеловодов ASAC включает 1680 человек, из которых 150 — представители академических кругов. Ассоциация 41 год сертифицирует продукты пчеловодства, контролирует их качество. В обязанности ASAC входит бизнес-консультирование и пропаганда. Вышеперечисленные факторы позволяют Китаю снижать экспортные цены на мёд.
Новая Зеландия и Аргентина: бренд «мануки» и финансовая поддержка пасечников
В Новой Зеландии пчеловодство приносит до 10% дохода страны благодаря миллиону пчелосемей. Существующая более века ассоциация пчеловодов готовит специалистов и информирует общество с целью сохранения пчёл, биоразнообразия и флоры. Брендом страны является мёд мануки с выраженными антиоксидантными и антибактериальными свойствами. Цена 1 кг такого мёда от 110 $, закупает его Великобритания и Китай.
Аргентинцы реализуют мёд на внешнем рынке без посредников. Его охотно покупает Германия и страны Западной Европы, США. Правительство выделяет финансовую помощь примерно половине пасечников.
Низкая цена, отсутствие малых фасовок и цифровой идентификации в Украине
В Украине ассоциация пчеловодов не обеспечивает реализацию мёда за рубеж напрямую от производителя и не в силах защитить от потрав (как и судебно-правоохранительные органы). Большинство пчеловодов — любители с пасекой на 10–20 ульев. Скупка и смешивание разных сортов мёда — это обезличивание вкусов. Вот такой мёд поставляют из Карпат, Полесья, южных регионов.
Низкая закупочная цена приводит к тому, что пасечники для максимальной выгоды реализуют мёд на крупных рынках в городах-миллионниках или областных центрах. Цена дешёвого мёда от 75 гривен (2,8$), дорогого — около 140 гривен (5,2$) за 1 кг. Такая стоимость ввиду низкой платёжеспособности населения делает его невостребованным. Наличие фасовочных линий для упаковки проверенного мёда в тару объёмом 1–3 л — это первый шаг для освещения качественных характеристик продукта.
Чтобы потребитель знал место происхождения мёда, новому министерству цифровой трансформации нужно разработать и обеспечить идентификацию каждого продукта, начиная от региона и заканчивая пасечником.
Отслеживаемая цепочка повысит доверие покупателя, особенно если с товаром будет идти не протокол, а сертификат. В нём указывают органолептические показатели (вкус, цвет, аромат), единицы Готе, гидроксиметилфурфурол и водность. Следует указать массовые доли фруктозы, глюкозы, сахарозы, пролина и пыльцевых зёрен, как в Межгосударственном стандарте.
Гарри Ремферт, соучредитель/основатель Медовой биржи
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.