Продовольственная безопасность: одно направление — разные подходы

19 июля 2021, 07:21 2930

С 1 июля 2021 года Словения вступила в шестимесячное поочередное председательствование в Совете ЕС, что дает возможность правительству Словении играть важную роль в формировании многих процессов и политик ЕС.

Председательствующая страна выступает в качестве модератора интересов и сохраняет нейтралитет по самим темам. Решения принимаются голосованием, через большинство голосов, председательствующая страна должна голосовать вместе с большинством, даже если это противоречит её позиции.

Йоже Подгоршек, Министр сельского хозяйства, лесн6ого хозяйства и продовольствия Словении [MAFF], накануне вступления в должность объявил о своих приоритетах в секторе сельского хозяйства и продовольствия на ближайшие 6 месяцев.

В 2009 году Лиссабонский договор ввёл так называемое «трио-правительство», когда три последовательных председательства работают вместе над общими целями в течение 18 месяцев. Нынешние три председателей состоит из Германии, Португалии и Словении, а потому вопросы, освещённые Йоже Подгоршек в его интервью накануне вступления в должность носят долгосрочный характер.

ЕС: пока добровольные стандарты

Ключевым вопросом во время его председательства будет реформа сельскохозяйственной политики CAP (Common Agricultural Policy): цель состоит в том, чтобы завершить официальное принятие законодательного пакета для реформы САР и сосредоточится на подготовке Национальных стратегических планов. Также первоочередное внимание будет уделено продовольственной безопасности. Недавняя чрезвычайная ситуация с Covid-19 напомнила о стратегической важности поставок продовольствия. Этот вопрос будет обсуждаться на Совете фермеров в середине нояюря 2021 года.

Третье — это устойчивое производство продовольствия. Это направление включает меры по восстановлению биоразнообразия, обеспечение доступа к безопасному и качественному продовольствию, решению проблемы глобального голода. Долгосрочное видение развития сельских районов должно стать важной горизонтальной темой: укрепление диалога между селом и городом, цифровизация и модернизация сельских территорий.

В данный момент одной важнейших для ЕС является стратегия «Farm to Fork», вытекающая из европейской «Green Deal», и безопасность пищевых продуктов, вытекающая из саммита ООН по всемирным продовольственным системам.

Ниже отдельными разделами мы покажем, как «главные вопросы текущей повестки дня» решаются в Европе и по одной из стран в главных глобальных регионах, принятых надлежащей практикой для биотехнологической отрасли: NA (North America), LA (Latin America), Europe, APEC (Asia-Pacific) и MEA (Middle East and Africa)

5 июля 2021 года Европейская комиссия и заинтересованные стороны агропродовольственной отрасли запустили добровольный Кодекс поведения Европейского Союза по ответственному ведению бизнеса в области пищевых продуктов и маркетинговой практики в рамках стратегии ЕС «От фермы к столу» (Farm to Fork). Кодекс представлен Комиссией как неотъемлемая часть усилий ЕС по повышению доступности здоровых и жизнеспособных продуктов питания, которые помогают снизить общее воздействие ЕС на окружающую среду. Кодекс направлен на то, чтобы подтолкнуть агропродовольственную промышленность к ускорению их вклада в устойчивый переход.

Хотя Кодекс не имеет обязательной юридической силы, ассоциации и компании, подписавшие текст, обязуются ускорить свой вклад в устойчивый переход с помощью семи желательных целей, изложенных в Кодексе:

Цели

Целевые показатели

План действий

Здоровое, сбалансированное и устойчивое питание для всех европейских потребителей

- Искоренение проблем недоедания и неинфекционных заболеваний, связанных с питанием;

- Сокращение воздействия потребления продовольствия на окружающую среду к 2030 году

- Поощрение увеличение потребления фруктов и овощей, злаков, клетчатки, орехов и бобовых.

- Добровольное предоставление потребителям прозрачной информации о продукте

Предотвращение и сокращение потерь и отходов пищевых продуктов

- Сокращение на 50% пищевых отходов на душу населения на розничном и потребительском уровне к 2030 году.

- Поддержка улучшения управления продуктами питания на уровне домашних хозяйств.

- Минимизация отходов и сокращение потерь во всех производственно-сбытовых цепях.

Климатически нейтральная продовольственная цепочка в Европе к 2050 году

- Сокращение выбросов от операций для достижения цели сокращения выбросов HGH на 55% в пищевой цепочке ЕС к 2030 году (в соответствии с научно обоснованным подходом)

- Увеличить использование возобновляемых источников энергии (солнечной, ветровой, биомассы, со-продуктов)

- Повышение эффективности логистики

Оптимизированная круговая и ресурсоэффективная продовольственная цепочка в Европе

- Повышение эффективности использования ресурсов, способствующее устойчивому, эффективному использованию и управлению энергетическими и природными ресурсами в эксплуатации к 2030 году.

- Повышение устойчивости упаковки продуктов питания и напитков, стремление к тому, чтобы вся упаковка была круговой к 2030 году

- Использования методов оценки воздействия на окружающую среду и жизненного цикла (LCA) для продуктов и/или компаний.

- Выявление, разработка и/или содействие внедрению более устойчивой упаковки.

- Большая пригодность упаковки пищевых продуктов для вторичной переработки

- Повышенное содержание переработанных и/или возобновляемых материалов в пищевой упаковке

Устойчивый инклюзивный и устойчивый экономический рост, занятость и достойная работа для всех

- Повышение конкурентоспосо-бности компаний, работающих в любой точке пищевой цепочки создания стоимости к 2030 году.

- Качественные рабочие места, квалифицированная рабочая сила, безопасные и инклюзивные рабочие места для всех

- Участие в исследовательских и инновационных программах по обеспечению продовольственной устойчивости.

- Поддержка обучения, повышение квалификации и переподготовки работников.

Устойчивое создание ценности в европейской цепочке поставок продовольствия на основе партнерства

- Повышение конкурентоспосо-бности компаний, работающих в любой точке пищевой цепочки создания стоимости к 2030 году.

- Дальнейший прогресс в направлении устойчивого производства, способствующий устойчивому управлению и эффективному использованию природных ресурсов к 2030 году и улучшению благосостояния животных.

- Укрепление отношений в цепочке поставок и создание общей ценности с партнерами по всей цепочке путем выявления возможностей и синергии для сотрудничества.

- Поощрение и поддержка инновации и более широкое использование устойчивых методов ведения сельского хозяйства, аквакультуры и рыболовства в партнерстве с фермерами/рыбаками.

- Поддерживать устойчивое использование пестицидов и удобрений, одновременно способствуя поддержанию продовольственной безопасности и устойчивости

Устойчивые источники в цепочках поставок продовольствия

- Трансформированные цепей поставок сырьевых товаров, которые не способствуют обезлесению, деградации лесов и разрушению естественной среды обитания и которые сохраняют и защищают ценные экосистемы и биоразнообразие.

- Улучшение социальных показателей в (глобальных) цепочках поставок продовольствия

- Содействие устойчивому поиску материалов у поставщиков внутри и вне ЕС.

- Поощрение внедрению научно обоснованных систем сертификации устойчивости пищевых продуктов (включая рыба и рыбопродукты).

- Цепочки поставок продовольствия, не связанные с обезлесением/конверсией

5 июля в общей сложности 65 организаций — 26 производителей продуктов питания, 14 розничных продавцов продуктов питания, 1 из сектора общественного питания, 24 ассоциации, включая Nestle, Mondelez, Carrefour и Food Drink Europe, подписали Кодекс поведения. Некоторые компании, такие как PepsiCo и Coca-Cola, уже выступили со своими собственными добровольными обещаниями, пообещав удалить добавленный сахар из своих напитков, и заявили, что Кодекс поведения поторопил их с принятием этих обязательств.

Крупные компании будут предоставлять ежегодный отчет о ходе выполнения своих обязательств. Годовой отчет будет представляться до конца апреля каждого года. Для малых и средних предприятий предусмотрена определенная гибкость в плане мониторинга и отчетности: те, кто не может отчитываться ежегодно, могут раз в 2-3 года предоставлять упрощенные отчеты о своих обязательствах и данные, соответствующие их деятельности.

Таким образом, ЕС встала на путь развития стратегии в направлении здоровой и экологически чистой пищевой системы. Европейская пищевая промышленность уже известна качеством и безопасностью своей продукции. Теперь это должно стать золотым стандартом устойчивого развития.

После запуска Кодекса некоторые неправительственные организации указали, что могут потребоваться изменения в законодательстве, если этот добровольный Кодекс не приведет к каким-либо положительным изменениям. Добровольные инициативы, такие как Кодекс поведения, безусловно, могут быть полезными, но на них нельзя полагаться как на единственные или основные движущие силы изменений, как на альтернативу обязательным мерам. Для обеспечения эффективного и справедливого перехода к устойчивым и здоровым системам питания основными движущими силами изменений должны быть меры регулирования, устанавливающие общие правила для всех

Япония: персональная беседа с каждым производителем GE продуктов

В феврале 2018 года на основе Закона Японии о Картахене, МОС (Министерство окружающей среды Японии) завершило разработку политики регулирования технологий редактирования генома. MHLW (Министерство здравоохранения, труда и социального обеспечения) и MAFF (Министерство сельского, лесного и рыбного хозяйства) начали разработку политики регулирования и процедур контроля генетически модифицированных продуктов питания и сельскохозяйственных продуктов с целью предоставления разработчикам продуктов путь к коммерческому распространению в Японии.

MAFF разработал два различных набора процедур контроля генетически модифицированных продуктов: для кормов и кормовых добавок и для биологического разнообразия продуктов. MHLW управляет одним набором процедур — для пищевых продуктов и пищевых добавок.

Когда MAFF и MHLW впервые опубликовали процедуры контроля генетически модифицированных продуктов, они потребовали, чтобы разработчики продуктов, полученных в результате скрещивания генно-отредактированных сортов, прошли предварительные консультации в соответствующих министерствах. По результатам консультаций в декабре 2020 года оба министерства обновили требования к продуктам питания и кормам, полученным с участием генно-модифицированных сортов. В апреле 2021 года MAFF опубликовала требования к продуктам питания, кормам и кормовым добавкам, полученным в результате использования генетически модифицированных материалов.

Для получения новых разрешений, три производителя описывают аналогичные процессы для разработчиков, чтобы уведомить их о намерении коммерциализировать новый пищевой или сельскохозяйственный продукт, отредактированный геномом, в Японии. Как MHLW, так и MAFF просят, чтобы разработчик продукта сначала проконсультировался с ними, чтобы регулирующие органы могли определить, требуется ли им, чтобы данный продукт проходил соответствующую проверку безопасности в качестве генетически модифицированного (GE) продукта. Несмотря на схожесть, существуют различия в методологиях и определениях, используемых для определения того, какие продукты требуют прохождения соответствующих обзоров безопасности GE.

Если в ходе этой консультации MHLW или MAFF определят, что продукт не нуждается в проверке GE безопасности, разработчик завершит процесс уведомлений MHLW и MAFF, определенных в каждом из руководящих принципов. Когда процесс уведомления будет завершен, MHLW и MAFF опубликуют часть информации, не относящейся к бизнесу, предоставленной разработчиком.

Если MHLW определит, что продукт относится к GE, он должен пройти проверку безопасности MHLW для пищевых продуктов (JA2020-0219).

Решение по аквакультуре, отредактированной геномом

В феврале 2021 года MHLW созвала Комитет по исследованиям генетически модифицированных продуктов питания для обсуждения аспектов безопасности пищевых продуктов при обращении с рыбой, полученной с помощью технологии редактирования генома. После четырех дополнительных встреч в июне MHLW завершила подготовку проекта доклада под названием «Замечания  по обращению с рыбами, полученными с помощью технологии редактирования генома» (только на японском языке). MHLW созвала комитет и опубликовала отчет, поскольку они определили, что разведение аквакультуры отличается от выращивания сельскохозяйственных культур, включая более короткую историю разведения и большее генетическое разнообразие у некоторых видов рыб.

Маркировка продуктов, отредактированных геномом

В сентябре 2019 года Агентство по делам потребителей CAA опубликовало руководящие документы, которые поощряют заинтересованные стороны раскрывать отредактированные геномом пищевые продукты или продукты, содержащие отредактированные геномом ингредиенты. Аналогичным образом, производители продуктов питания также могут раскрывать, что их продукты не получены из ингредиентов, отредактированных геномом. CAA рекомендует производителям отслеживать цепочку поставок своей продукции для идентификации ингредиентов, отредактированных в геноме, поскольку невозможно провести различие между продуктами, отредактированными в геноме, и продуктами, выведенными традиционным способом.

Исследования по редактированию генома в Японии

Исследования по редактированию генома в Японии ускорились в 2015, когда правительство инициировало Межведомственную программу содействия стратегическим инновациям SIP (Strategic Innovation Promotion Program), национальный проект в области науки, технологий и инноваций, который определяет ключевые области для оживления японской экономики. В 2015 году через SIP было выделено JPY 3.3 млрд. на технологии для создания сельского, лесного и рыбного хозяйства нового поколения.

В 2016 году через SIP на сельское хозяйство следующего поколения было выделено JPY 2.66 млрд. Селекция растений с использованием технологий редактирования генома, таких как CRISPR/Cas9, была ключевым центром программы 2016 года. SIP полностью или частично финансировал многие отечественные проекты по исследованию и разработке генома сельскохозяйственных культур, отредактированные в Японии.

Следующий этап SIP предусматривает финансирование прикладных исследований и общественное признание технологии редактирования генома в сельском хозяйстве. Японские исследователи разработали ряд геномно-отредактированных продуктов растительного и животного происхождения, включая овощи, зерновые и виды аквакультуры.

В декабре 2020 года MHLW и MAFF объявили о своем решении о том, что отредактированный геном помидора не потребуется проходить процесс утверждения безопасности пищевых продуктов и кормов в качестве генетически модифицированного продукта (GE). Помидор был обогащен питательными веществами с помощью технологии CRISPR-Cas9 и стал первым продуктом, завершившим процесс добровольного уведомления министерства для проверки того, следует ли регулировать продукт, отредактированный геномом, как продукт GE.

Бразилия: все принятые решения — к выполнению

Новое положение о трансжирах (Resolution RDC/Anvisa #541/2021), опубликованное в июне 2021 года в федеральном вестнике Federal Gazette, повлияло на импорт продовольственных товаров в Бразилию в связи с установленными правительством ограничениями для трансжиров.

С 1 июля 2021 года правительство Бразилии разрешает импорт только рафинированных масел, содержащих трансжиры ≤ 2 г/100 г общего жира. С 1 июля по 31 декабря 2021 года продукты, ориентированные на потребителя, и продукты, предназначенные для продажи через операторов общественного питания, должны содержать трансжиры ≤ 2 г/100 г общего жира.

Это требование не распространяется на продукты питания, используемые в пищевой промышленности. Для таких продуктов будет разрешено использование трансжиров более 2 г/100 г общего жира, если на этикетке продуктов или в документах, сопровождающих продукты, указана следующая информация: количество трансжиров на 100 г продукта, наличие частично гидрогенизированных масел или жиров. Эта информация позволит пищевой промышленности соответствующим образом использовать ингредиенты и не превысить лимит ≤ 2 г/100 г общего жира в конечном продукте.

С 1 января 2023 года будет запрещен импорт продуктов, содержащих частично гидрогенизированные масла и жиры, а также импорт частично гидрогенизированных масел и жиров для использования в производстве пищевых продуктов — для потребления человеком — независимо от их происхождения, даты производства и направления использования. Печенье, маргарин, замороженные продукты, макароны быстрого приготовления, шоколад, мороженое, попкорн — вот примеры продуктов, на которые может повлиять новое регулирование. Будет крайне важной проверка количества трансжиров на100 г общего жира перед импортом пищевых продуктов в Бразилию.

Согласно регламенту, рафинированные масла, произведенные до 30 июня 2021 года, с содержанием трансжиров > 2 г/100 г общего жира могут продаваться до истечения срока их годности. Продукты питания, предназначенные для продажи конечным потребителям или через операторов общественного питания, произведенные с содержанием трансжиров > 2 г/100 г общего жира, могут продаваться до истечения срока их годности, но не позднее 31 декабря 2022 года, поскольку с января 2023 года частично гидрогенизированные жиры и масла, а также продукты, изготовленные из частично гидрогенизированных жиров и масел, будут в Бразилии запрещены к продажам.

Канада: трёхлетняя адаптация бизнеса к утверждённым решением

Министерство здравоохранения Канады опубликовало в Canada Gazette предлагаемые поправки в Правила о продуктах питания и лекарствах — предлагаемое «Регулирование дополнительных продуктов» и предложило заинтересованным сторонам представить комментарии в рамках процесса общественных консультаций, которые завершатся 25 августа 2021 года.

Дополненные продукты — это расфасованные продукты, содержащие дополнительные ингредиенты, такие как витамины, минеральные питательные вещества, аминокислоты или другие ингредиенты. Типовые примеры включают напитки с добавлением минералов, энергетические напитки с кофеином и, закуски с добавлением витаминов.

По данным Министерства здравоохранения Канады, наличие дополнительных ингредиентов отличает эти продукты от обычных продуктов, поскольку они могут представлять опасность для здоровья, если они потребляются в избытке населением в целом или если их потребляют уязвимые группы населения, такие как дети и беременные женщины.

В настоящее время дополненные пищевые продукты могут продаваться в Канаде на основании временного разрешения на маркетинг, выданного Министерством здравоохранения Канады в каждом конкретном случае. Департамент выпустил конкретные рекомендации по продуктам питания с добавками и публикует список продуктов, которые получили временное разрешение на маркетинг TMA. Министерство здравоохранения Канады сообщило, что оно будет продолжать принимать заявки на TMA до даты вступления в силу новых правил и продолжит обработку этих заявок после даты вступления в силу. Одобренные продукты будут допущены на рынок на основе условий, изложенных в переходных положениях, и существующих требований в рамках TMA.

В соответствии с предлагаемыми правилами, существующим на рынке продуктов питания с дополнениями, будет предоставлен переходный период в три года, чтобы они вступили в силу после вступления в силу окончательных правил. Продукты, получившие ТМА, будут действительны в течение трехлетнего переходного периода, установленные для новых правил. Однако новые продукты питания с дополнениями, поступающие на рынок после вступления в силу новых правил, должны будут немедленно соответствовать новым правилам.

Ольга Кулакова, СЕО компании AgroInsightex