Поиск новых рынков для украинской молочной продукции: в фокусе — Тайвань

09 апреля 2016, 07:00 2449
Оксана Давыдович

Украинские молочники продолжают изучать перспективы доступа на новые рынки для своей продукции и не только в Европе. Об этом свидетельствует деловая поездка представителей молочного сектора Украины в Тайвань, которая состоялась на прошлой неделе.

«Прощупать» новый рынок стало возможным благодаря Европейскому банку реконструкции и развития, который совместно с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (FAO) и Ассоциацией производителей молока при финансовой поддержке Министерства иностранных дел Республики Тайвань организовал для компаний-переработчиков поездку для изучения тайваньского рынка молока и молокопродуктов.

В ходе этой поездки мы как раз смогли оценить перспективы выхода на этот рынок украинских молочных производителей, поскольку смогли ознакомиться с особенностями местного производства и вкусовыми предпочтениями, узнать о текущем развитии молочной промышленности Тайваня и Китая, получить расширенную информацию от представителей государственных органов об экспортно-импортной политике, особенностях тарифного регулирования импорта, процедурах таможенного оформления и контроля, а также посетить молокоперерабатывающий завод, компанию по производству кондитерских изделий, логистический центр и Совет по развитию внешней торговли Тайваня (TAITRA). 

Одной из важнейших частей программы стали встречи с тайваньскими импортерами и трейдерами, во время которых наши производители могли непосредственно представить свои компании и выпускаемую ими продукцию, обсудить возможности доступа к рынку и получить информацию о реальных возможностях экспорта из Украины тех или иных молочных продуктов.

По словам директора департамента международных экономических и финансовых организаций Министерства иностранных дел Республики Тайвань Майкла Хсю, представители тайваньской власти будут поддерживать украинских молочников в установлении тесных торговых связей между странами. Сегодня продолжается активная работа по поиску новых рынков сбыта на уровне Министерств аграрной политики и продовольствия и экономического развития и торговли Украины, и рынок Тайваня может стать одним из таких для украинских молочников.

В денежном измерении весь молочный рынок Тайваня составил более 30 млрд NT$ (или около $930 млн) в 2015 году, согласно данным национального Министерства экономики. Молочное производство Тайваня условно можно разделить на шесть основных категорий: жидкое молоко, сухое молоко, ароматизированное молоко, ферментированное молоко, мороженное и другие молочные продукты.

Жидкое молоко, которое является не только важным источником протеина, но и основным сырьем для производства других видов молочной продукции, занимает наибольшую долю в общем молочном производстве Тайваня — более половины, начиная с 2007 года; по состоянию на 2015 год жидкое молоко (fresh milk) занимало 65,7% в общем объеме продаж молочной продукции, тогда как ультрапастеризованное (UHT milk) — 0,7%, ферментированное (fermented milk) — 18,4%, ароматизированное (flavored milk) — 14,7% и лишь 0,5% приходилось на другую молочную продукцию.

При этом внутреннее производство не покрывает спрос на молоко (всего лишь 20% спроса в 2013 году), поэтому для его удовлетворения возникает необходимость импортировать большие объемы сырого молока.

По данным Министерства здравоохранения и социального обеспечения, наибольшие объемы импорта молока и молочных продуктов в Тайвань осуществляются с Новой Зеландии (46% общего импорта молочных продуктов по состоянию на 2015 год), США (15,6%), Австралии (10,14%), Франции (7,47%). Что касается импорта из Украины, то кроме сухой молочной сыворотки (в 2015 году — около 5 контейнеров) никаких поставок не осуществлялось. Примечательно, что молочный рынок Тайваня в основном ориентированный на внутреннее потребление, лишь некоторые молочные продукты экспортируются в Китай, Гонг Конг, Макао и Южно-Восточную Африку, при этом отмечается четко выраженная тенденция к росту экспорта, о чем свидетельствуют цифры (264 млн NT$ в 2009 году, 406 – в 2010, 725 – в 2011, 953 – в 2012 и 1 562 – в 2013).

И напоследок еще несколько графиков, которые характеризируют развитие молочного рынка Тайваня*.

 
 
 

*По данным Молочной Ассоциации Тайваня

Теперь украинским переработчикам остается сделать выводы по результатам полученной информации и проведенных встреч, а также задуматься о перспективах экспорта не только традиционных сухого молока и сыворотки, но и о продвижении новых для этого рынка товаров, в частности, через сотрудничество с сетями местных супермаркетов и Private label sales. Как видим, потенциал для этого есть. Удачи нашим молочным производителям.

Оксана Давыдович, исполнительный директор Молочного комитета Европейской Бизнес Ассоциации, координатор проекта «3 молочных продукта в день»

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.