Такое положение, наверное, неудивительно, если говорить о результатах общенациональных опросов, ведь в них, кроме селян, участвуют и городские жители, которые, возможно, не полностью владеют вопросом. Однако схожие результаты получают и исследования, проводимые на региональном уровне среди сельских жителей.
Так, мои коллеги из Житомирского национального агроэкологического университета в 2018 году при поддержке Министерства образования и науки Украины провели опрос 1200 сельских жителей Житомирской области относительно проблем устойчивого развития сельской местности. Исследование ставило целью проанализировать взаимосвязь между социально-демографическими показателями сельских жителей, их оценкой уровня собственного благосостояния и восприятием состояния решения социальных, экономических и экологических проблем села. Отдельно у респондентов спрашивали об их отношении и возможном поведении в условиях реформ, которые внедряются, а именно земельной и децентрализационной. При этом исследователи делали дифференциацию между ответами тех, кто владеет и не владеет земельными паями. Соотношение между респондентами-пайщиками и непайщиками в выборке было примерно равное — соответственно 53,9% и 46,1%. Погрешность выборки составила 2,8%. Позволю себе сосредоточиться на результатах опроса, касающихся ответов селян на вопрос о внедрении реформ.
Результаты опроса показали, что 32% владельцев паев готовы или скорее готовы продать свой пай после снятия моратория на продажу сельскохозяйственных земель. 40,7% владельцев свои паи продавать не готовы или скорее не готовы. Остальные респонденты (17,3%), имеющие в собственности земельные паи, не смогли четко ответить на этот вопрос. В то же время из 32% пайщиков, склонных продать свой пай с введением полноценного рынка земли, 79,8% активно или умеренно привлекаются к решению проблем на уровне собственного села. Участие в решении проблем села среди тех, кто не готов или скорее не готов продавать свой пай, ощутимо ниже — 59,7%. Скорее всего, такой результат свидетельствует о том, что более социально активные граждане положительнее относятся к введению рынка сельхозземель.
Для справки. Среди непайщиков активно привлекаются к решению проблем села 55% граждан, 45% — менее активно.
Диаметрально противоположные результаты были получены касательно отношения пайщиков и непайщиков к реформе децентрализации. Так, среди владельцев паев 38,5% считают, что создание объединенных территориальных общин (ОТО) будет содействовать развитию села, а 61,5% — убеждены, что нет. С другой стороны, среди людей, не владеющих земельными паями, 71,9% считают, что создание ОТО будет способствовать развитию села, остальные — нет. Эти результаты свидетельствуют о том, что среди владельцев паев, то есть социально активной группы селян, внедряемая реформа децентрализации пользуется меньшей популярностью, чем среди несобственников.
Для справки. Результаты опроса среди пайщиков показывают, что свои паи готовы продавать владельцы с наименьшим (до 3 тыс. грн) и наибольшим (свыше 10 тыс. грн) ежемесячным доходом на одного человека в домохозяйстве — соответственно 30,9% и 23,0% респондентов-пайщиков. Первые, наверное, хотят через продажу пая улучшить свое экономическое положение, а вторые — чувствуют себя комфортно в сложившихся условиях.
В целом вышеприведенные результаты показывают, что успех во внедрении реформ зависит от восприятия людьми способности этих реформ к формированию прочных институций. А что такое прочные институции? Это институции, которые делают возможным стабильное и длительное экономическое развитие, причем они формируются с одной стороны посредством обеспечения действия закона государством (law enforcement), а с другой — законопослушностью граждан (compliance). Отсюда вопрос: считают ли граждане, что с внедрением рынка земли государство будет способно защитить их права? Учитывая результаты вышеупомянутого опроса, так считают далеко не все. Насколько государство готово обеспечивать действие законов, зависит в первую очередь от того, есть ли у государства а) интерес и б) достаточно ресурсов для такого обеспечения. У граждан есть сомнения на этот счет.
В то же время законопослушность граждан в значительной степени зависит именно от способности государства обеспечивать выполнение законов, однако она также базируется и на том, насколько легитимной и эффективной считают соответствующую институцию граждане. Результаты вышеупомянутого исследования прямо и косвенно свидетельствуют, что большим количеством граждан земельная и децентрализационная реформы все еще не воспринимаются как таковые, которые способны сформировать легитимные и эффективные институции, в которых все участники будут вести себя законопослушно. И поэтому предпочтение отдается сохранению статуса-кво — отсутствию ОТО, возможности сдавать паи в аренду, а не продавать их и т.п.
Понятно, что для успешности реформ необходимо преодолевать такие барьеры в сознании граждан. Однако преодолеть их не удастся только путем проведения разъяснительной работы. Нужно доказывать на деле, что государство может создать равные правила игры и защитить права и интересы своих граждан.
Тарас Гагалюк, старший научный сотрудник ІАМО (Германия), член Экспертного совета УКАБ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.