Перспективы экспорта украинского сыра

20 октября 2016, 07:48 2919
Богдан Шаповал

Временная оккупация Крыма Российской Федерацией и развязанный ею военный конфликт на Донбассе крайне негативно отразились на социально-экономической ситуации в нашей стране. Попытки северного соседа оказывать на Украину еще и экономическое давление привели к упадку и торговые отношения с РФ.

Среди украинских производителей одними из наиболее привязанных к российскому потребителю были сыроделы, и они, конечно, оказались в непростом положении.

С одной стороны, на них давила потеря основного рыка сбыта, а с другой — снижение спроса на продукцию на внутреннем рынке, ведь обедневшее население начало вычеркивать сыр из списка повседневных покупок.

До упомянутых событий сырная отрасль Украины показывала устойчивый рост объемов производства.

Последний стал возможен благодаря растущему спросу со стороны России, а также других стран СНГ. Например, в 2004 г. Украина поставила на внешние рынки 93 тыс. т сыров, а в 2005 году — уже 116 тыс. т. Почти половина продукции производилась для продажи в Россию. Но ситуация изменилась в 2014 г. Потеряв основной рынок сбыта, Украина сократила экспорт сыра в разы.

Если в 2013 г. поставки за рубеж составили почти 60 тыс. т, то в 2014 г. — уже 20 тыс. т, а в 2015 г. — только 11 тыс. т.

Как следствие, объемы производства сыра тоже падают. Украинские заводы в 2015 г. произвели 124 тыс. т сыра, что на 5% меньше, чем в 2014 г. и на 25% меньше, чем в 2013 г. В этом году ни производство, ни, соответственно, экспорт сыра не демонстрируют предрасположенности к восстановлению.

В январе-августе Украина поставила на внешние рынки 4,8 тыс. т этой продукции (в том числе творога), что превышает соответствующий показатель 2015 г. всего на 0,3%, но меньше объемов экспорта за такой же период 2014 г. в 3,7 раза. Производство сыров за 8 месяцев снизилось на 9% по сравнению с январем- августом 2016 г. и составило 76 тыс. т. Попытки компенсировать потерянный российский рынок поставками в ЕС пока успеха не приносят в виду насыщенности европейского рынка.

Так что сегодня больше 80% экспорта украинского сыра осуществляется в страны СНГ. В частности, по итогу января-августа этого года основными импортерами являются Казахстан (42%) и Молдова (34%). Стоит отметить и весьма многообещающий для украинских производителей рынок Египта, на который в этом году приходится 9% экспорта сыра. Одним из факторов, который определяет значимость египетского рынка для украинских производителей сыра, является культура потребления молочной продукции в этой стране.

Сыр в египетских семьях традиционно едят на завтрак и ужин. Однако вкусовые предпочтения египтян отличаются от наших — большим спросом у них пользуется белый мягкий сыр, а также сыр, который хранится в рассоле, но почти не употребляются твердые сыры, к которым привыкли европейцы (хотя некоторая тенденция к увеличению доли твердых сыров на египетском рынке все же прослеживается). В последнее время Египет наращивает импорт сыра.

Так, с 2011 по 2015 года в денежном выражении импорт вырос на 7% — до $151 млн. Эта тенденция сохранится в случае урегулирования конфликта на Ближнем Востоке. Основными поставщиками сыра в Египет являются Нидерланды, Новая Зеландия и Польша. Но и Украина при должном анализе рынка и правильном подходе тоже может занять достойное место среди них. Очень важно понимать, что эта страна является центром международной торговли и одним из основных трейдеров молочной продукции. Египет и Алжир ежегодно закупают молочных продуктов и сырья на сумму более $1,5 млрд.

Потенциально только арабский рынок может компенсировать для украинских сыроделов 50% от потерянного сбыта в России. К тому же только небольшая часть импортируемой Египтом продукции реализуется на внутреннем рынке, основная доля реэкспортируется в другие африканские страны: Эфиопию, Судан, Сомали, Нигерию и т.д. Фактически выход на рынок Египта открывает дверь на рынки других африканских государств. Именно по этой причине для Украины так важно завоевать египетский рынок. Но необходимо помнить, что в этом регионе украинской молочной продукции конкуренцию составят товары из стран ЕС, поэтому в равной степени нужно уделять внимание как цене производимой продукции, так и качеству.

Богдан Шаповал, глава Совета по вопросам экспорта продовольствия

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.