Агростратегии в зависимости от тех или иных факторов поддаются типизации:
1) Тип стратегии контроля компании акционером:
а) непосредственное участие собственника в операционном контроле компании;
б) собственник не принимает участия в операционном контроле компании, данная функция делегирована наемному менеджменту;
в) собственник не принимает участия в операционном контроле компании, топ- менеджмент введён в состав акционеров компании и осуществляет эту функцию;
2) Тип стратегии компании в зависимости от источников финансирования компании:
а) развитие компании за счет собственных средств;
б) развитие компании за счёт заемного ресурса:
б.1) краткосрочный ресурс:
- векселя;
- аграрные расписки;
- финансовые инструменты в коммерческих банках: овердрафты, факторинговые операции и т.д.;
- краткосрочные кредиты от международных компаний-производителей СЗР, семян, таких как: BASF, Bayer, Syngenta, Monsanto, Dupont и т.д.;
- краткосрочные кредиты под будущие контракты
- частные деньги и т.д.
б.2) долгосрочный ресурс:
- долгосрочные кредитные линии в коммерческих банках;
- кредитные ресурсы, акционерный капитал, комбинация кредитного и акционерного капитала — (мезонинное финансирование) привлечённое от международных фин. институтов: EBRD, IFC, Private Equity funds;
- деньги, привлечённые вследствие выпуска долговых финансовых инструментов, например еврооблигаций;
- публичное размещение ценных бумаг компании, выход на фондовые площадки - IPO;
3) В зависимости от географии развития компании и сбыта продукции:
а) локальный тип развития (в рамках страны);
б) транснациональный тип развития компании (в рамках многих стран);
4) Стратегия компании в зависимости от модели ведения бизнеса:
а) производитель;
б) импортёр;
в) экспортёр;
5) Стратегия в зависимости от наличия средств производства: земли, техники, и т.д. в собственности или аренде.
6) Стратегия компании в зависимости от её размеров:
- малые хозяйства;
- средние хозяйства;
- крупные холдинги.
7) В зависимости от вида хозяйственной деятельности:
- трейдинг;
- выращивание сельскохозяйственных культур;
- агротехника;
- переработка;
- хранение;
- животноводство и т.д.
Выше приведены и в среднем типизированы основные стратегии и типы ведения агробизнеса в Украине, комбинация стратегий которых повлияла на их успешность. В учёт не брались странновые, законодательные и политико- экономические триггеры, которые также очень сильно повлияли на развитие аграрного сектора.
Если говорить в среднем о наиболее успешной компоновке всех перечисленных выше кластеров в рамках компании, которые обеспечили бы её максимально эффективное развитие и существование, так называемый образ успешной компании, то это: компания с минимальной кредитной нагрузкой от одного из международных финансовых институтов, наличие которого помимо надежного финансового плеча обеспечивает безопасность компании, собственник в оперативном управлении, компания имеет значительную долю экспортной выручки в структуре общей выручки, что позволяет захеджировать валютные риски, деятельность компании максимально диверсифицирована, тем самым защищена от привязанности к одному рынку, компания является собственников средств производства (земля, техника, производственные мощности), все сотрудники компании максимально мотивированы.
По моему мнению, именно такой образ компании, позволить выжить и развиваться в независимости от политической и экономической ситуации в стране.
Артем Ковбель, партнер Kreston GCG
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.