Парадоксы и рекорды украинского рынка подсолнечника

27 мая 2016, 06:30 4292
Сергей Курбатов

Украина в текущем сезоне соберет рекордный урожай подсолнечника за всю историю Независимости. Оценки производства разнятся, учитывая, что посевная близится к завершению.

Существуют достаточно противоречивые оценки посевов и, соответственно, прогнозы производства 2016 года. Согласно данным Министерства аграрной политики и продовольствия Украины, потенциально подсолнечником засеют 5,2 млн га. Все будет зависеть от уровня урожайности, на которую в первую очередь влияют погодные условия и технологии выращивания, но можно предположить, что потенциальный валовый сбор составит порядка 11,5 млн т. Независимые эксперты указывают, что реальная площадь посевов подсолнечника значительно выше — порядка 6 млн. т и урожай подсолнечника в текущем году составит около 13 млн т.

Мы полагаем, что урожай подсолнечника будет больше 12 млн т. С учетом переходных остатков и т.н. «скрытого подсолнечника», общее предложение составит около 13,5 млн т — абсолютный рекорд.

Рынок подсолнечника Украины в 2016 году будет иметь ряд особенностей:

  1. Практически полное отсутствие экспорта семечки. Наша страна является №1 производителем подсолнечника (и подсолнечного масла), но при этом экспортирует только около 1% всей произведенной семечки. Причина — существующая пошлина на экспорт, которая нивелировала привлекательность экспорта из Украины. В текущем же сезоне может сложиться интересная ситуация: с одной стороны, есть пошлина, с другой — есть возможность получать НДС при экспорте, что потенциально может увеличить объемы подсолнечного сырья из страны.
  2. Спрос на наше масло за рубежом. В 2016 году Украина произведет 5-5,2 млн т масла, что позволит экспортировать 4,5-4,7 млн т за рубеж. Учитывая низкий уровень внутреннего потребления, зависимость от спроса и экспорта на подсолнечное масло является очевидным. И здесь многое будет зависеть от таких факторов:
  • Ситуация с мировыми балансами масел и масличных культур. Необходимо понимать, что подсолнечное масло занимает только 3-е место в структуре экспорта масел (после пальмового и соевого), которые частично взаимозаменяемы в производстве, поэтому перепроизводство, например, соевого приводит к падению цен и демпингу производителей, что снижает спрос на подсолнечное масло. Уже заявлено, что, например, Аргентина сократит экспорт сои на 25% в связи с плохим урожаем нового сезона, что спровоцировало панику на товарных рынках и взвинтило цены на сою и соевый шрот.
  • Спрос со стороны Индии и Китая, которые в текущем сезоне закупили более 40% масла из Украины. При этом обе страны являются активными покупателями пальмового и соевого масел, что ужесточает конкуренцию.
  • Реальный спрос на подсолнечник со стороны ЕС на масло из Украины.
  • Позиции украинских производителей, которые долгое время с начала текущего года удерживали подсолнечник на элеваторах в надежде на рост цен. В результате в текущем сезоне сложилась парадоксальная ситуация, когда экспортные цены на подсолнечник снижались, внутренние — росли из-за конкуренции переработчиков за сырье. Уже сейчас стоимость подсолнечника «старого урожая» при экспорте на $100/т выше, чем на продукцию нового урожая 2016 года.
  • Курс валют (грн/$ в Украине) и $/€, а также ситуация с девальвацией валют в Бразилии, Аргентине, Малайзии (топ-экспортерах масличных и масел). В случае девальвации валют, экспорт масла и масличных культур становится очень привлекательным, делая эти страны конкурентней по цене.
  • Нефть. Цены на нефть всегда коррелировали с ценами на масла, возможно за исключением текущего сезона, когда соевое масло показывает обратную динамику от нефти. Учитывая, что часть масличных и масла используется для производства топлива, ситуация с ценами на нефть — важный фактор (низкие цены на нефть = низкая маржа производителей этанола = низкий спрос на масла).

В целом, перспективы подсолнечника выглядят достаточно оптимистично, даже несмотря на волатильность и изменчивость цен на энергетическом (нефтяном) рынке и рынке масличных культур, которые напрямую влияют на ценообразование подсолнечника.

Текущей сезон будет сложным, поскольку рекордное производство создает предпосылки к избытку предложения на рынке, что, в случае снижения спроса со стороны в первую очередь Индии и Китая (основных покупателей масла из Украины), может спровоцировать снижение внутренних цен в борьбе за покупателя. Интересно будет понаблюдать за объемами экспорта подсолнечника, ведь потенциально Украина может экспортировать до 1 млн т подсолнечника (как это было до 2010 года, когда ввели пошлину), а не текущие 50-70 тыс. т.

С учетом возмещения НДС, который уравновешивает экспортную пошлину, это может дать толчок к экспорту, что, наоборот, усилит конкуренцию за сырье на внутреннем рынке и приведет к росту внутренних цен. Производителей подкупает рентабельность культуры: 80%-ый показатель согласно данным Госстата, делает эту культуру очень интересной, особенно на фоне снижения мировых цен на агропродукции в последние три сезона.

Сергей Курбатов, аналитик аграрных рынков, старший менеджер по бизнес-стратегии компании AgroGeneration

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.