Отсрочка приватизации — намного большее зло, чем продажа дешевле уже сегодня

07 октября 2020, 10:00 1329

После почти годовой отсрочки государство наконец вернулось к процессу приватизации крупных объектов. Однако у бизнеса и общественности все еще возникают вопросы по этому поводу.

Такое мнение высказал основатель и глава инвесткомпании «Конкорд Кэпитал» Игорь Мазепа. 

«Очень странным выглядит подход правительства к приватизации разных групп объектов. Оказывается, так называемые объекты малой приватизации продавать сегодня можно, и, похоже, они продаются очень неплохо. Но почему-то для больших предприятий у нас «кризис», — подчеркнул он.

Эксперт отметил, что кризис у нас всеобъемлющий и глобальный, и по идее должен снижать рыночную цену разных объектов приблизительно одинаково.

«Так что получается, государство может себе позволить продавать по заниженным ценам мелкие объекты, но при этом боится то же самое сделать с крупными? То есть, потерять условный 1 млн грн на объекте ценой в 2 млн грн — это лучше, чем потерять 1 млрд грн на объекте ценой в 2 млрд?», — задается вопросом Игорь Мазепа.

Он считает, что власть боится не продешевить, а боится резонанса, ведь крупные объекты у всех на виду, о них много говорят, в то время как продажа мелких объектов проходит в основном незаметно.

«Но мы живем с этой боязнью уже шестой год, и каждый год у нас «не на часі». С таким подходом мы еще лет 20 ничего не сможем продать. Я уверен, что откладывание приватизации — это намного большее зло, чем попытка продать уже сегодня. Потому что откладывание приватизации — это в большинстве случаев усугубление проблем госкомпании из-за неэффективного управления и продолжающейся коррупции. То есть, у нас нет этих 20-ти лет в запасе — через 20 лет продавать будет нечего», — утверждает Игорь Мазепа.

Более того, по его мнению, сегодня приватизация может стать не просто «вещью в себе», как это было последние 15 лет, а очень серьезным источником финансирования дефицита бюджета.

«Суммарная недостача средств в госбюджете на 2020−2021 гг. ожидается в районе 0,5 трлн грн, и всю эту сумму занять у наших банков и иностранных кредиторов будет не так просто. Поэтому я поддерживаю инициативу Фонда госимущества повысить планку доходов от приватизации на следующий год с 6 до 12 млрд грн, но считаю, что цели нужно ставить еще более амбициозные. Таким образом, вопрос о несвоевременности большой приватизации выглядит не только надуманным, но и вредительским», — считает эксперт.

Игорь Мазепа напомнил, что правительство считает удачной идеей приватизировать свыше 3 тыс. госпредприятий, но оставить в государственной собственности порядка 300.

«Сама идея продажи такого количества государственных активов (или скорее пассивов) вызывает уважение. Но, позвольте, зачем нашему государству целых триста предприятий? Кто сказал, что именно триста предприятий представляют какую-то стратегическую важность? Или власть боится, что распродав больше активов, она потеряют возможность теневых заработков на контроле потоков предприятий?» — размышляет он.

Финансист считает, что запрет приватизации «Одесского припортового завода», аргументируя это конкурентным преимуществом на глобальном уровне, скорее похож на очередную коррупционную схему.

«Я считаю, что приватизировать нужно все без исключения, в том числе и «Укрзализныцю», и «Энергоатом», и «Нафтогаз». Тогда не будет возникать вопросов, по каким ценам «Центрэнерго» продал электроэнергию «Укрзализныци» и справедливая ли это цена. Как не возникает их, например, в США, Западной Европе и других развитых странах, где все эти энергоатомы, нефтегазы и зализныци в основном находятся в частных руках», — объясняет Игорь Мазепа.


AgroPortal.ua по материалам НВ