На сегодняшний день, в Налоговом кодексе Украины (раздел ХIV, глава І) предусмотрено четвертую группу плательщиков единого налога — сельхозтоваропроизводителей, у которых доля сельхозтоваропроизводства за предыдущий налоговый (отчетный) год равна или превышает 75%.
Министерство финансов Украины разрабатывает проект налоговой реформы, который планируется принять осенью. Одной из новаций будет вероятная отмена упрощенной системы налогообложения. В этом вопросе Кабинет Министров будет ориентироваться на европейский опыт. В связи с этим замминистра финансов Украины Елена Макеева отметила: «Сколько раз ее уже меняли, а поступления в бюджет снижаются. Притом, что количество зарегистрированных предпринимателей только возрастает. Это говорит о регрессивности самой системы».
Таким образом, при отмене упрощенной системы налогообложения (4 группы) сельхозтоваропроизводители будут вынуждены перейти на общую систему налогообложения и начать уплату налога на прибыль предприятий, НДС, платы за землю и прочих налогов (сборов).
С момента перехода сельхозпредприятий на общую систему налогообложения их ждет множество новых открытий, одним из которых является трансфертное ценообразование (далее — ТЦО).
Начиная с 2013 г. в Украине действуют правила ТЦО, которые распространяются в т.ч. на с/х предприятия агросектора в целом.
Следует отменить, что правила ТЦО уже не первый год существуют во многих странах, включая наших соседей: Казахстан, Россию, Польшу.
Сельскохозяйственные предприятия, плательщики налога на прибыль, которые принимают участия в контролируемых операциях, должны определять объём своей налогооблагаемой прибыли согласно принципу «вытянутой руки» (arm’s length principle).
Принцип «вытянутой руки» — это международный стандарт, согласованный странами-участниками ОЭСР как рекомендация к использованию по установлению трансфертных цен с целью налогообложения. Связанные предприятия могут устанавливать в коммерческих отношениях между собой контрактные цены или величину иных выплат (проценты по кредитам, роялти) в сумме, отличной от рыночной стоимости. При этом, целью является снижение общей суммы налоговых обязательств. Согласно принципу «вытянутой руки», для целей налогообложения величина цен пересчитывается обратно к рыночным значениям, как если бы компании были несвязанными между собою (находились «на расстоянии вытянутой руки»).
Операции с/х-предприятий, которые подпадают под критерии контролируемых, обязаны быть отражены в Отчете о контролируемых операциях, который подается в налоговые органы (до 01 мая каждого года). Также, налоговым кодексом предусмотрено требование о подготовке Документации по ТЦО, которая будет подтверждать, что применяемые договорные цены соответствуют принципу «вытянутой руки».
По данным ГФС Украины за 2014 г. налоговыми органами было принято 1 900 отчетов о контролируемых операциях.
15 июля 2015 года в Налоговый кодекс Украины были внесены очередные изменения в части ТЦО (законопроект № 1861).
Важным шагом навстречу аграриям стала норма, которая четко прописала, что для целей ТЦО учитывается исключительно налог на прибыль предприятий (НДС был изъят с 39 статьи кодекса).
Не менее важным стало повышение минимального стоимостного порога для признания операции контролируемой.
С/х-предприятие на общей системе налогообложения, которое на сегодняшний день является плательщиком налога на прибыль, подпадает под действие законодательство о ТЦО, если его годовой оборот превышает 50 млн грн, а объём контролируемой операции больше 5 млн грн.
Указанные стоимостные пороги будут применимы и к сельхозтоваропроизводителям, которые в связи с возможной отменой 4 группы единого налога, будут вынуждены перейти на уплату налога на прибыль (общая система налогообложения).
Данные изменения коснуться всех операций, которые будут осуществлены с/х-предприятиями, плательщиками налога на прибыль в течении 2015 года.
Несколько слов хотелось бы отметить насчет штрафных санкций. За неподачу отчета о контролируемых операциях с/х-предприятию придется заплатить 365,4 тыс. грн. За невключение операции в отчет о контролируемых операциях предусмотрено штраф в размере 1% суммы такой операции, но не более 365,4 тыс. грн. Ранее размер штрафа составлял 5%. Непредоставление документации по конкретной операции влечет за собой штраф в размере 3% от суммы такой операции, но не больше 243,6 тыс. грн.
Следует отметить, что уплата штрафных санкций не освобождает от обязанности подать отчет и документацию.
По состоянию на 01.09.2015 г. уже установлено 72 плательщики, которыми несвоевременно подан отчет о контролируемых операциях либо не в полном объеме отражены такие операции. За указанные нарушения к ним применены штрафные санкции , в размере 15,4 млн грн.
Кроме того, отобраны отчеты 45 налогоплательщиков по результатам анализа контролируемых операций, к которым будет приниматься окончательное решение о проведении документальных проверок.
Начиная с июля 2015 г. ГФС Украины начала проводить проверки по ТЦО.
Во время таких проверок контролёры анализируют методику расчета показателей рентабельности и соответствующих диапазонов; изучают детальную характеристику товаров (услуг), условий договоров. Эта контрольно-проверочная работа направлена на доведение необходимости применения метода сравнительной неконтролируемой цены и проверки соблюдения правил ТЦО в целом.
Поскольку проверки уже начались, судебная практика не заставит себя долго ждать, и мы с вами получим первые разъяснения от судебных органов.
Резюмируя, отметим, что процесс подготовки с/х-предприятия к имплементации правил ТЦО достаточно трудоёмкий и продолжительный. Этот процесс может требовать внесения изменений в действующие договорные отношения и организационную структуру группы компаний.
С целью перехода работы на правила ТЦО с/х-предприятию необходимо:
Не имея достаточного опыта для подготовки материалов по ТЦО, с/х-предприятию желательно обратиться за помощью к специалистам по трансфертным ценам (аудиторским компаниям).
Будут ли эти «улучшения» для с/х-предприятий эффективными, покажет лишь время. Важно помнить, что следствием новых реформ может стать окончательная тенизация с/х-деятельности: уменьшение доходов с одновременным уменьшением уплаты налогов, увеличением безработицы и процветанием коррупции.
Евгений Дмитренко, руководитель Налогового отдела Kreston GCG, судебный эксперт Министерства юстиции Украины
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.