«Отбеливание» бизнеса: начать следовало еще вчера

12 декабря 2017, 09:33 3196
Дмитрий Александров

Тот факт, что в Украине предприниматели годами активно используют офшоры, не является секретом, и этим никого не удивишь. Характерной для таких нерезидентных структур всегда была возможность скрыть реального владельца бизнеса.

В случае внесения данных о конечном (бенефициарном) собственнике при введении нерезидента в число участников украинского юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц, проблем никаких не возникало и при необходимости указывали данные об акционерах — физических лицах, оказывающих номинальные услуги. Однако жизнь не стоит на месте, и все меняется, не стала исключением и сфера «оптимизации налогообложения».

Деятельность европейских государств направлена на борьбу с выводом капитала в налоговые гавани, в результате чего от недополучения налоговых поступлений в миллионы, а то и миллиарды евро, страдают национальные бюджеты. Последствия указанной борьбы вряд ли задели большой бизнес, который в состоянии содержать целый ряд нерезидентов, в том числе в более надежных юрисдикциях, вроде Нидерландов, Люксембурга, Швейцарии и т.д., а также имеет несколько компаний «классических» офшоров, которые в структуре агрохолдинга занимают далеко не первое место и используются только, скажем, в каком-то одном виде деятельности, например, в трейдинге. Сложности побольше постигли средний и малый бизнес, поскольку, хотят они того или нет, им придется проводить определенную реструктуризацию, связанную, в частности, с «переездом» материнской компании в более престижную юрисдикцию, что, конечно же, повлечет за собой значительное увеличение расходов на их содержание.

Все мы знаем о AEOI и CRS, однако их действие мы еще не ощутили на себе в полной мере. На данный момент политика, направленная на борьбу с офшорами, с выводом капитала, уклонением от уплаты налогов и на раскрытие информации о конечных бенефициарах получила проявление в работе с банками, причем как с иностранными, так и украинскими.

В первую очередь можно почувствовать изменения в вопросах установления происхождения средств и вопросах, связанных с институтом конечного бенефициарного владельца.

Относительно понятия конечного бенефициарного владельца, то если раньше оно скорее было только на бумаге и находились обходные способы предоставления информации, о которых говорилось выше, что вполне удовлетворяло банки, то теперь можно уже с уверенностью сказать, что скрываться осталось недолго, и об этом неустанно заботится, в том числе Департамент финансового мониторинга Национального банка Украины, поэтому, в феврале этого года им было направлено письмо банкам Украины «Об установлении конечного бенефициарного собственника (контроллера) клиента». С тех пор банки начали с особой щепетильностью изучать файлы своих клиентов, и без проблем начали различать номинальных собственников от реальных, блокировать счета клиентов до раскрытия полной информации (предоставления трастовой декларации под апостилем), а заодно проводить полную проверку файла клиента, что, в свою очередь, приводит к частичной блокировке коммерческой деятельности.

В такой ситуации оказался один из наших аграрных клиентов. Поэтому, наверное, лучше не ждать плохой весточки от банка, а действовать на опережение, в случае, если в Вашем бизнесе не все так прозрачно, как должно быть. Здесь можно вспомнить другой пример, связанный с политикой иностранного банка, и не какого-нибудь, а швейцарского. Если коротко, то учредителем швейцарской была другая европейская компания, в последней — офшор с номиналами. И не так давно швейцарский банк выдвинул требование — клиент должен быть зарегистрирован, как акционер последней компании в холдинге. Других вариантов не было. Таким образом, по требованию банка фактически произошла легализация владельца. Кроме этого следует отметить, что сокрытие информации о реальном владельце помешает в получении даже разрешения Антимонопольного комитета на концентрацию.

Если говорить об источниках происхождения средств, то с таким вопросом можно было столкнуться, готовя документы для открытия счета в иностранном банке. Однако сегодня украинский финмониторинг также хочет знать гораздо больше. Так, показательным в данном случае является ситуация, в которую попал один из наших клиентов. Имея на руках решение суда, он не мог внести залог на счет, открытый в органах Казначейства, поскольку банковские учреждения требовали предоставления подтверждения источника происхождения средств. Все бы и ничего, но требования банков иногда выходят за рамки закона, и они самостоятельно решают в какой, например, форме должен быть договор, собственно подтверждающий правомерность получения средств клиентом, и настаивают на нотариальном удостоверении, даже если нормой права такого не было предусмотрено. Поспорить и доказать свою правоту, конечно, возможно, но не тогда, когда нельзя терять ни минуты, и на кону вопрос ужесточения меры пресечения. Также элементарным примером является подтверждение доходов в процессе получения визы. Если же вернуться к вопросам хозяйственной деятельности, то следует отметить, что для того, чтобы прийти к свободному движению капитала, легализация доходов является необходимой, но очень важна разумная реализация данного процесса.

Ведение бизнеса предусматривает обязательное развитие. Если предприниматель только оглядывается назад, или топчется на месте, то для его бизнеса можно запускать обратный отсчет. Как же можно стимулировать развитие? Можно выделить два основных пути — привлечение партнера или привлечения финансирования от третьих лиц. На сегодня достаточно распространенным является использование финансирования иностранных фондов. Однако, чтобы получить финансирование желаемого размера и под сдержанный процент, следует отвечать ряду требований. Среди самых распространенных — прозрачность структуры бизнеса и финансов.

Если говорить о структуре, то важно, чтобы она была понятной и четкой. К сожалению, украинские предприниматели сами очень часто не понимают, как выглядят их холдинги. Что уж говорить о потенциальном инвесторе. И здесь многим лучше начинать что-то делать уже сегодня, чтобы через несколько лет Вас не постигла такая же ситуация, как и одного из наших клиентов. Так, недавно мы получили обращение от одного из украинских холдингов, который планирует проведение реструктуризации для привлечения финансирования. «Небольшая» проблема заключалась в том, что холдинг существовал уже около десяти лет, попыток навести порядок клиент не совершал, а финансирование нужно уже сегодня и, чтобы сделать структуру такой, которая бы отвечала требованиям финучреждений, следует потратить минимум полгода.

Кроме структуры бизнеса в целом, большое внимание сейчас уделяется месту реального владельца в ней. Раньше, например, банки допускали возможность предоставления кредита холдингу, в котором официально собственниками отмечались номиналы, однако с реальным владельцем банк заключал договор поручительства. Сегодня же желательно в структуре «поставить» сверху реального владельца бизнеса, лучший вариант — через официальное владение акциями. Следует заметить, что для Украины это уже не в новинку. Сегодня уже нередки случаи, когда деятельность холдинга или отдельных предприятий владельца является полностью прозрачной. Для примера можно назвать группу Кернел. Информация о некоторых предприятия группы свидетельствует, что конечным бенефициарным владельцем (контроллером) в ЕГРПОУ указано Веревского Андрея Михайловича. Следует отметить, что даже если эта связь не является прямой и очевидной, информацию никто не скрывает.

Итак, как сделать бизнес готовым к развитию?

Предлагаем сосредоточиться на нескольких шагах:

1. В первую очередь нужно решить, что именно Вам нужно (финансирование или расширение)? Понимание конечной цели значительно упростит ее достижение.

2. Определить желаемую структуру холдинга, соответствующую требованиям большинства финансовых учреждений. При формировании структуры не стоит забывать о том, что прозрачность финансов не менее важна, чем прозрачность структуры. Поэтому надо иметь в виду, что в дальнейшем, после проведения реструктуризации, нужно будет готовить консолидированную финансовую отчетность. Стоит помнить также о трансфертном ценообразование и его принципах, что может существенно повлиять на вид будущей структуры.

3. Выяснить, какова существующая структура и установить отношения контроля. На данном этапе очень важным является анализ антимонопольных рисков. Поэтому желательно воспользоваться помощью юридического партнера, который сможет проанализировать предыдущие транзакции и сформировать перечень разрешений Антимонопольного комитета, которые следует получить.

4. После обнаружения всех имеющихся недостатков, их необходимо устранить.

5. Разработать алгоритм структурирования и определить правила работы новой группы.

Поэтому, не стоит откладывать в долгий ящик такие важные вопросы. «Отбеливание», то есть наведение порядка в собственном бизнесе, и приведение его в соответствие с требованиями, которые выдвигает национальное и международное бизнес-сообщество — это новая задача сегодня для каждого предпринимателя, который хочет войти в «завтра».

Дмитрий Александров, управляющий партнер ALEXANDROV&PARTNERS

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.