Так, в течение 2018 с операторами рынка было совершено свыше 1175 экспортных операций c более чем 41 тыс. тонн украинской сертифицированной продукции. В десятку лидеров продуктов вошли: Пшеница (A), Соя (B) Кукуруза ©, пшеница Спельта (D), Ячмень (E), Крупа овсяная (F), Рапс (G), Семена рапса (H), Семена подсолнечника (I), Горох (J).
Органический профиль Германии (2017) Площадь сертифицированных земель: 1,37 млн. Га (4-е место в Европе) * Включая земли в переходном периоде Доля органических земель: 8,2% (3-е место в Европе) Годовой прирост органических земель: +121,8 тыс. Га (9-е место в мире) Количество производителей: 29 764 (5-е место в Европе) Количество переработчиков: 15 019 (2-е место в Европе после Италии) Количество импортеров: 1687 (1-е место в Европе) Внутренний рынок продаж (Retail): 10,04 млрд. Евро (1-е место в Европе и 2-е место в мире после США — 40,011 млрд. Евро) Потребление на душу населения: 122 Евро (7-е место в Европе) Количество филиалов IFOAM — Organics International: 76 (1-е место в мире) Источник: Fibl |
Как в случае с Нидерландами значительную часть экспорта составляет опять-таки сырье — продукты растениеводства (~ 95% экспортируемой продукции)
На территории Германии сосредоточены более трети импортеров всего Европейского союза (1 692 и 4 600 соответственно). В 2018 году для украинской органики экспортный рынок Германии состоял из более чем 80 операторов, а со стороны Украины внешний рынок формировали 44 оператора из 18 областей. Причем наиболее активными игроками по объему экспортируемой продукции выступали Ровенская (34,76%), Львовская (22,43%), Херсонская (13,79%), Полтавская (9,50%) и Житомирская (6,95%) области.
ТОП-10 экспортируемых в Германию продуктов, 2018
Германия продолжает оставаться крупнейшим рынком в Европе (10 млрд. евро), а после Соединенных Штатов — это второй по величине органический рынок в мире. Так, в структуре прошлогоднего экспорта из Украины более 67% продукции поступает именно на рынок Германии, остальные же направляются в страны Европы (Дания — 15%, Австрия — 12,4% и Италия — 4,4%).
Также стоит отметить, что на экспорте между нашими странами зарабатывают и другие рынки, и их участие сокращается с каждым годом. Так в 2018 году их доля сократилась на 14% и составила 7% от всего числа торговых сделок. Среди стран-посредников, как и в 2017 году доминировали Австрия (5,1%) и Нидерланды (0,8%).
Как и ранее рынок Германии является стратегическим для украинских производителей и среди основных причин можно выделить следующие:
1. Крупнейший рынок в Европе и второй по величине в мире.
Именно в Европе самая большая в мире концентрация розничных продавцов органических продуктов питания, а большинство из них расположены в Германии, Франции и Италии. Ежегодный прирост происходит преимущественно благодаря розничным продавцам массового рынка, таким как супермаркеты, гипермаркеты и дискаунтеры. Почти все ведущие розничные продавцы продуктов питания продают эко-продукты под собственными Private Label. А его и есть дополнительная возможность для украинских товаров с добавочной стоимостью.
2.Эпицентр международных бизнес-контактов
Ведущая мировая выставка органической продукции BIOFACH проводится в Нюрнберге (Германия). Последние 29 лет подряд она собирает органических производителей со всего мира. Первое мероприятие начиналось с 197 участников и 2500 посетителей в Людвигсхафене в 1990 году. С 1999 года Biofach проходит в Нюрнберге, где в первый свой год собрала 1276 экспонентов и более 21000 посетителей.
Украина последние 6 лет является постоянным участником Biofach, где представлена Национальным павильоном производителей.
Также в Германии сосредоточено наибольшее число европейских филиалов профильного объединения IFOAM, постоянными членами которого являются и представители украинского эко-сообщества (Agroportex LLC, Bio-Farm Agrotrade Ltd LLC, SPE The Fifth Element LLC, Ukrainian Organics LLC)
3. Активный участник развития органического движения в Украине
Это рынок воспитывает не только покупателей на собственном внутреннем рынке органической продукции, но и продавцов, желающих на него попасть. Наибольшее число проектов поддержки в Украине именно с немецкими корнями, среди которых — и с «органическими интересами»: German-Ukrainian Cooperation in the Field of Organic Agriculture и Agritrade Ukraine.
Дмитрий Титаренко, Organic Export Promoter, основатель и руководитель Agroportex.Bio и промо-платформы BuyOrganic.in.ua, координатор Organic Ukraine Business Hub
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.