Новые рынки — новые возможности

12 октября 2015, 06:00 2239
Андрей Попов

В условиях, когда развитие и диверсификация экспорта являются для украинских производителей условием выживания, аграрная отрасль одна из немногих демонстрирует реальные успехи.

Объем совокупного экспорта продукции АПК (растениеводство, растительные масла и пищепром) в $16,6 млрд за 2014 год превысил объем экспорта металлургии ($15,2 млрд), а также превышает объем экспорта машиностроительной ($7,1 млрд), добывающей ($6,1 млрд) и химической отраслей ($3,1 млрд) вместе взятых.

Очевидно, что 2015-2016 гг. продемонстрируют еще больший рост значения сельского хозяйства в структуре экспорта, поскольку на другие традиционные экспортные отрасли Украины негативные факторы (война на Востоке, разрыв торговых связей с Россией), оказывают более деструктивное действие, чем на АПК.

Следует отметить, что и аграрный бизнес, и министерство АПК делают большую работу по открытию новых рынков для украинской аграрной продукции, чтобы компенсировать потерю российского рынка. Так, в 2014-2015 гг. Украина существенно нарастила объемы экспорта агропродукции в страны Азии. За 1 полугодие 2015 года крупнейшими потребителями продукции украинского АПК стали Китай, Египет, Индия, Иран, Турция и страны ЕС (Нидерланды, Испания, Италия, Польша).

Экспорт продукции АПК имеет ту же специфику, что и экспорт продукции металлургии — в аграрной сфере Украина в большей степени специализируется на производстве и экспорте сырья или продукции с наименьшей добавочной стоимостью (зерновые и растительные масла), и гораздо меньше производит и экспортирует продукции животноводства — отрасли с наибольшей добавочной стоимостью. Кроме того, ввиду особенностей украинского АПК, возможностями для экспорта пока в большей степени пользуются крупные агропромышленные холдинги, которые, во-первых, обладают большими возможностями для продвижения продукции на внешний рынок (сертификация и т.д.), а, во-вторых, ввиду больших объемов производства могут оптимизировать издержки и выходить на внешний рынок с низкими ценами.

Разумеется, сам по себе факт экспорта фуражного зерна, а не продукции животноводства или хотя бы муки, не является чем-то плохим. Крупнейшим производителем и экспортером кукурузы и пшеницы в мире являются США, что не мешает быть им самой успешной экономикой мира.

Но, во-первых, доля товарного производства в целом и аграрного производства в частности, в экономиках развитых стран гораздо ниже, чем в Украине. Если АПК в Украине составляет примерно 12% ВВП и 30% экспорта, то, к примеру, в США — около 1,5% ВВП и 9% экспорта, а, скажем, во Франции, с которой в начале 1990-х гг. любили сравнивать Украину — 1,7% ВВП и около 10% экспорта. А, во-вторых, в сельском хозяйстве почти всех развитых экономик всё-таки преобладает животноводство (свыше 50%), а растениеводство играет второстепенную роль. Впрочем, показатели Украины более уместно сравнивать с развивающимися странами, такими, как Аргентина, где доля АПК в ВВП и структура экспорта сопоставимы с украинскими.

Украина де-факто имеет статус аграрной экономики. Но для того, чтобы успехи в АПК стали «локомотивом» для устойчивого экономического роста и реиндустриализации на базе смежных отраслей, необходимо развивать экспорт продукции с более высокой добавочной стоимостью. Разумеется, заградительные меры (например, квоты или увеличенные пошлины на экспорт сырья) здесь неэффективны и даже губительны — аграрная отрасль Украины по мере своего развития и закрепления на новых для себя рынках должна в той или иной степени «дозреть» до этого.

Развитию экспорта продукции АПК с высокой добавочной стоимостью препятствуют как внешние, так и внутренние факторы.

Внутренние:
- общая изношенность инфраструктуры и производственных фондов;
- неготовность бизнеса инвестировать в длительные проекты;
- нехватка доступного и «длинного» финансового ресурса;
- высокий уровень коррупции.

Внешние:
- заградительные барьеры (ввозные пошлины, квоты) на рынках большинства развитых стран, особенно для продукции с высокой добавочной стоимостью;
- более высокие требования к качеству продукции (сертификация);
- более высокий уровень конкуренции, чем на рынке аграрного сырья.

В то же время, возможности в виде высокого экспортного потенциала украинского АПК, роста потребления продуктов питания в развивающихся странах, хорошего соотношения цены и качества украинской аграрной и пищевой продукции, а также потенциальный уровень экспорта украинского АПК на рынки Среднего Востока и Китая вселяют определенный оптимизм.

Андрей Попов, партнер Kreston GCG

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.