И именно по таким принципам во втором полугодии 2017 года начали свою работу инспекторы вновь созданных управлений в области государственного контроля за использованием и охраной земель при главных территориальных управлениях Госгеокадастра. Почему вновь созданные управления, а потому, что старая так называемая сельхозинспекция была ликвидирована еще в конце 2014 года, а соответствующие управления Госгеокадастра были созданы при областных управлениях в ноябре-декабре 2016 года и, в конце концов, начали работать только со второй половины 2017 года.
И тут возникает закономерный вопрос: почему так долго, более полугода, мы не чувствовали внимания новых инспекторов. А все потому, что никому не интересно приходить к вам тогда, когда поля только что вспаханы и засеяны. Настоящий инспекционный интерес, как и состав правонарушения, по их словам, появляется тогда, когда засеянное зерно уже вот-вот надо собирать. Именно в этот период ваше предприятие получает «письмо счастья» с требованием как можно скорее явиться в главное управление по указанному в сообщении адресу в четко назначенное время для дачи пояснений относительно соблюдения требований земельного законодательства при использовании земельных участков на территории того или иного сельского совета.
Я уверен, что почти каждое хозяйство или компания, которые обрабатывают 200 и более гектаров земли, то есть хотя бы несколько отдельных полей, могут быть нарушителями земельного законодательства. Так, согласно действующим нормативным актам, мы имеем право обрабатывать только те земельные участки, которые используем официально, то есть имеем зарегистрированы договоры аренды, эмфитевзиса. Все остальное является припахиванием или самовольным занятием земли и подлежит квалификации в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Украины или Уголовного кодекса Украины в зависимости от размера припаханной земли и суммы ущерба.
Санкций за неявку к инспектору в назначенное время может быть достаточно много.
Во-первых, вас как физическое лицо или как на руководителя юридического лица могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа от 153 до 680 грн.
Во-вторых, неявка может быть расценена как отказ от урожая, и в таком случае инспектор имеет право передать информацию в Главное управление ГФС относительно признания выявленного урожая сельскохозяйственных культур бесхозным имуществом и осуществления продажи такого имущества через аукцион, конечно, своим же людям.
Ну и, в-третьих, информация о самозахваченных землях может быть передана в органы прокуратуры с целью возбуждения уголовного дела в случае, если рассчитанный тем же инспектором размер ущерба превысит рубеж в 80 000 грн (сумма указана для 2017 года). И вот тогда вами уже займутся правоохранительные органы в рамках уголовного производства с мгновенным наложением ареста на урожай и проведением всех необходимых следственных действий. Почему действия следователей будут мгновенными?! А потому, что они прекрасно понимают, что такие дела являются достаточно несложными, а для их успеха нужно лишь наложить арест на урожай и ждать. Ждать, когда владелец урожая придет с повинной либо пойдет в отказ — и тогда урожай будет продан через аукцион.
За что же наступает ответственность и какая?
Мы рассматриваем только ответственность за самовольный захват земельных участков. За этот вид правонарушения предусмотрена как административная (ст. 53-1 КУпАП), так и уголовная (ст. 197-1 ККУ) ответственность, которая зависит от размеров ущерба.
Следовательно, квалификация указанных деяний зависит, в первую очередь, от размера захваченных (припаханных) земельных участков, который является базой для расчета ущерба.
Ущерб, в свою очередь, рассчитывается согласно Постановлению Кабинета министров Украины № 963 от 25 июля 2007 года «Об утверждении методики определения размера вреда, причиненного вследствие самовольного занятия земельных участков, использования земельных участков не по целевому назначению, снятия грунтового покрова (плодородного слоя почвы) без специального разрешения». Так, расчет размера вреда, причиненного государству, территориальным общинам вследствие самовольного занятия земельных участков, использования земельных участков не по целевому назначению, снятия грунтового покрова (плодородного слоя почвы) без специального разрешения производится Госэкоинспекцией и ее территориальными органами или Госгеокадастром и его территориальными органами, а размеры ущерба, причиненного юридическими и физическими лицами, — территориальными органами Госгеокадастра на основании материалов обследования земельных участков.
То есть при сегодняшнем пределе вреда в размере 80 000 грн площадь припаханных земельных участков, за которую может наступать уголовная ответственность, в зависимости от региона, составляет от 42 га в Черкасской области до 72 га в Черниговской.
А что такое 42 га для хозяйства в 2000 и более гектаров?! Это капля в море или чуть больше 2%. Такое количество можно спокойно захватить, припахивая по 30-50 сантиметров с каждой стороны поля. А если еще взять распахивание бывших болот, холмов и других участков, которые не включались при проведении дележки, то такое количество гектаров может спокойно перевалить за 100 и больше.
Указанная выше информация не касается частных земель и имеет место преимущественно относительно земель государственной и коммунальной собственности, большинство которых в порядке проведенной в 2013-2016 годах земельной инвентаризации появилась в государственных реестрах и мониторится инспекторами. Однако такой мониторинг отсутствует у большинства землепользователей, которые считают, что больше, чем они, на этой территории не знает никто.
Кроме инвентаризированных земель, которые внесены в публичную кадастровую карту и незаконно обрабатываются, дополнительно могут быть инкриминированы и площади земельных участков, которые еще не сформированы. Такая квалификация со стороны инспекторов является весьма сомнительной, однако это уже будет ваша проблема или задача вашим юристам, как ее опровергнуть.
Чаще всего источником информации относительно незаконного распахивания земель являются именно недовольные представители органов местного самоуправления, то есть сельские поселковые председатели и землеустроители, которые на запросы новоиспеченных инспекторов предоставляют информацию о количестве земель, находящихся в официальной обработке, и количестве земель, которые используются незаконно или полузаконно.
Таким образом, анализируя имеющуюся тенденцию, аграриям следует быть очень внимательными и осторожными, выпуская в новом сезоне технику в поля. Поскольку вовремя не проведенная проверка или так называемый аудит земельных отношений перед очередной посевной может «вылиться» в уголовное дело и новую головную боль.
Виталий Янкович, адвокат, ассоциированный партнер адвокатского объединения IMG Partners
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.