Основными целями любой системы, которая используется для контроля безопасности пищевых продуктов и кормов, является создание условий для хранения и обращения безопасной продукции, обеспечение ее прослеживаемости, создание системы реагирования в случаях попадания в обращение опасного продукта, которая предусматривает применение механизма отзыва и/или изъятия продукции, а также организация системы производства и обращения продукции, показатели безопасности которых соответствуют государственным, требованиям Европейского Союза либо страны-импортера, и, как результат, обеспечение украинским операторам рынка возможности экспорта в страны-члены ЕС и другие страны.
На данный момент в Украине установлены и действуют требования к мощностям по внедрению системы НАССР в Законе Украины «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов» и Приказе министерства аграрной политики и продовольствия Украины №590 от 01.10.2012 (с последними изменениями) «Об утверждении требований по разработке, внедрению и применению постоянно действующих процедур, основанных на принципах Системы управления безопасностью пищевых продуктов (НАССР)».
Я хотел бы обратить внимание на некоторые сложности, которые зачастую возникают у предприятия в процессе внедрения системы НАССР.
Первое — это отсутствие вовлеченности со стороны руководства.
Эффективное внедрение любой системы начинается непосредственно с вовлеченности высшего руководства компании в процесс. Для внедрения системы требуются человеческие, информационные и финансовые ресурсы, а это может обеспечить только высшее руководство.
Если руководство не заинтересовано в наличии эффективно действующей системы НАССР на элеваторе, тогда система будет существовать только на бумаге, и это легко будет определить во время проверки либо же внешнего аудита.
Второе — это работа непосредственно с нормативной базой.
Так как внутренние элеваторы осуществляют операции с зерном внутри страны, за основу берется нормативная документация Украины. Исключением могут быть элеваторы в приграничных зонах, терминалы. Для экспортных партий в контрактах указывается нормативная документация страны назначения.
На примере химического опасного фактора — пестицидов, если в Украине по нормативной документации контролируется в зерне от нескольких до нескольких десятков действующих веществ, то согласно стандарту Codex Alimentarius либо Регламента ЕС измеряется несколькими сотнями. Соответственно контроль согласно украинскому законодательству не гарантирует того, что продукция будет соответствовать законодательству, например ЕС, при экспорте. Немаловажно при обработке складов использовать соответствующе пестициды, опираясь на уже существующий опыт. Получив на предприятие зерно в пределах норм по остаточным действующим веществам, но применив неправильные препараты либо не соблюдая дозировку, высок риск контаминировать зерно. Например, для защиты урожая зерновых культур при хранении я бы рекомендовал использовать фосфин — пестицид с низким остаточным уровнем, что также может использоваться для обработки семян подсолнечника и других масличных культур.
Третье — это привлечение внешних экспертов.
Нередко эксперт, который консультирует предприятие, опирается на свой личный опыт и свою практику, и не всегда это опыт работы с зерновыми предприятиями, в то время когда к конкретному предприятию требование неприменимо.
Поэтому важно, чтобы сотрудники непосредственно принимали участие в разработке системы на своем предприятии, опираясь на риски, которые могут быть или уже существуют. В Приказе №590 от 01.10.2012 в требованиях к программам-предпосылкам, например к персоналу, одежде, к обучению, говорится, что требования разрабатываются и устанавливаются на предприятии по результатам оценки рисков.
Но если все-таки есть необходимость в привлечении внешних экспертов, в этом могут помочь представители международных компанией в Украине с опытом разработки систем и внедрения, например, SGS, Bureau Veritas, а также профильные организации как УЗА (Украинская зерновая ассоциация).
И напоследок, если абстрагироваться от требований законодательства, которое уже действует, я настоятельно рекомендую внедрять системы пищевой и кормовой безопасности (в данном случае НАССР). Кроме выполнения действующего законодательства и требований клиентов, внедрение системы HACCP создает репутацию и повышает доверие к производимой продукции или зерну, которое хранится на предприятии, повышает инвестиционную привлекательность и позволяет выходить на новые или расширять существующие рынки сбыта, повышает конкурентоспособность продукции.
Вадим Турянчик, советник президента Украинской зерновой ассоциации по пищевой и кормовой безопасности
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.