— нам довольно давно стараются что-то «напарить», заметьте — не предложить;
— часто сознанием манипулируют, используя болевые точки или самое сокровенное;
— любой ценой нас вынуждают потратить деньги.
Отчасти вышеупомянутое положение вещей продиктовано временем. Понятие «бизнес» в наших краях довольно молодое. В то время, когда продвинутый Запад практически отточил мастерство ведения бизнеса, построения маркетинговых коммуникаций и профессиональных продаж, мы думали, что пирамида «МММ» — единственно правильный жизненный выбор. Далее мы перешли на следующий уровень — multi-level-marketing — и страдали от друзей, вечно «напаривающих» нам посуду, помаду, порошки. Наконец, пузырь раздражения от псевдо-маркетинга лопнул, и тактика ведения бизнеса, а за ней и вся маркетинговая составляющая, стала чуть более тонкой, чуть более профессиональной. Сегодня мы все еще ощущаем прессинг непрофессионалов, но это ненадолго.
Собственно, вторая часть истории «как маркетинг докатился до такой жизни» и заключается в непрофессионализме. У нас не было школы маркетинга, не было примеров перед глазами, не было лучших. Мы учились, росли, в страну заходили глобальные корпорации, а с ними — опыт и знания. Маркетинг становился еще более профессиональным, еще более тонким, еще более глубоким.
А теперь внимание: если вы сталкиваетесь с манипуляциями, с «напариванием», с надоедливыми псевдо-бизнесменами, знайте — перед вами непрофессионалы. И в будущем им не останется места — подрастающие поколения совсем другие, и они же будут представлять целевую аудиторию.
Признаки профессионального маркетинга, или Human Marketing:
— у профессионального бизнеса есть идея, и маркетолог-профи служит этой идее, всячески транслируя ее во внешний мир;
— профессиональный маркетолог задается вопросами, что может облегчить жизнь людям, как продукт/услуга могут им помочь: сэкономить время, сэкономить деньги, сохранить или приумножить ресурс;
— если продукт/услуга не могут помочь или облегчить жизнь, они подвергаются усовершенствованию, инновациям, дополняются сопутствующим сервисом. Профессиональный маркетолог задает именно это направление, а не «мы придумали — значит это всем нужно, дожмите их там»;
— профессиональный маркетолог ищет скрытую потребность, которую, возможно, люди еще у себя не осознали. Например, Facebook удовлетворил потребность в общении, пусть и в виртуальном, но она остро ощущалась. В этом и был его успех;
— профессиональный маркетолог является двигателем прогресса. Сейчас будет громко звучать, но он действительно хочет сделать мир лучше: призвать людей жить дольше, а значит, вести здоровый и активный образ жизни, показать, что в жизни возможно абсолютно все — было бы желание, просит помощи и совета у своей целевой аудитории и адаптирует свое портфолио под запросы. Adidas, Reebok, Starbucks… Понимаете?
Профессиональный маркетолог — тот, который вас любит и хочет сделать жизнь качественно лучше, взять часть проблем и забот на себя, вселить уверенность в ваших силах и неограниченных возможностях, полечить «больные» места. Поэтому именно Human Marketing, и за ним будущее.
Юлия Каменева, директор отдела маркетинга LNZ Group, тренер Образовательной платформы PROFI-Space
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.