Стоит отметить, что на протяжении 1990- 2014 гг. площади под этими культурами увеличились в несколько раз, что реально угрожает существенному истощению почв. Рентабельность производства, по сути, монокультурного сельхозпредприятия падает, а ее уровень не обеспечивает возможность наращивать урожайность.
С другой стороны, личные подсобные хозяйства (ЛПХ) ориентированы на внутренний рынок и практически полностью обеспечивают производство картофеля, бахчевых культур, плодов и ягод, 76,3% молока, 44,7% винограда, более 40% мяса, почти 40% яиц. И хотя данный сектор хозяйств производит 45% валовой продукции сельского хозяйства Украины, ЛПХ до сих пор должным образом не находятся в зоне внимания и поддержки со стороны государства, а объемы продовольствия, которые в них производятся, зависят от ситуативного спроса населения и перерабатывающих предприятий.
По экспертным оценкам, объемы неофициального (фактически «теневого») рынка в секторе подсобных хозяйств в последние годы существенно возрастают. По овощам он превышает 80%, мясу — 60%, молоку — 40%, при этом еще несколько лет назад эти показатели были значительно ниже. Такая тенденция обусловлена существенной разницей в ценах реализации по официальным (перерабатывающему предприятию, заготовительной организации, на организованном рынке) и неофициальным (посредникам, применяющих упрощенные режимы налогообложения) каналам реализации. Специалисты подсчитали, что данная разница по молоку и говядине колеблется в пределах 2,5 раза, по овощам — около 4 раз.
В первую очередь страдают от такой несправедливости частные домохозяйства. Однако и государство такая ситуация тоже не должна устраивать, поскольку несовершенство маркетинговых цепей реализации продукции, произведенной ЛПХ, не обеспечивает надлежащего объема налоговых поступлений, а уровень уплаты налогов субъектами аграрного рынка является мизерным. Речь идет о том, что подсобные хозяйства освобождены от уплаты налога на доходы физических лиц, а посредники применяют спецрежимы налогообложения для физических лиц с фиксированными ставками.
Данную проблему должны разрешить ряд законопроектов, наработанных в Верховной Раде.
Мы исходим из того, что в условиях усиления кризисных явлений в экономике и тотальной безработицы на селе, выращивание сельскохозяйственной продукции для многих ЛПХ является единственным реальным источником наполнения семейных бюджетов. Следовательно, такую деятельность необходимо нормировать и поддержать, особенно в части справедливых и прозрачных закупок, а также соблюдения требований к качеству продукции, необходимых для функционирования зоны свободной торговли с ЕС.
Последнее, кстати, возможно только за счет технологического обновления производства, в т. ч. и в малых семейных фермах.
Пока этого нет. Как результат — в течение последних лет в стране сформировалась модель сырьевого экспорта, которая не соответствует ситуации и прогнозам развития мирового продовольственного рынка, где постоянно растет спрос и цена на продукцию животноводства и готовую продукцию пищевой промышленности.
Действующая модель функционирования отрасли будет провоцировать наращивание дисбалансов, падение доходности, дальнейшую деградацию почв, уничтожение поселенческой сети, а также поставит ее на грань системного кризиса и создаст угрозу продовольственной безопасности государства.
Сложившаяся ситуация требует комплексного подхода к оптимизации развития отечественного агропромышленного комплекса, так как именно здесь тесно переплетаются социальные, экономические, демографические и другие злободневные проблемы.
Прежде всего, должна быть разработана долгосрочная (не менее к 2040 г.) стратегия государственной политики агропромышленного развития Украины, направленная на реформирование и вывод на инновационный путь развития двух основных составляющих отрасли — сельхозпредприятий и подсобных хозяйств населения.
Разработке и дальнейшему внедрению подлежат вопросы единых для всех субъектов производства и участников аграрного рынка налоговой политики и инструментов государственной поддержки развития. При этом защита прав инвесторов должна быть законодательно подтвержденной. Развитие малого и среднего предпринимательства в аграрной сфере должно стать основой на завершающем этапе аграрной реформы.
На сегодня налоговые льготы носят выборочный характер и распространяются только на сельхозпроизводителей, которые имеют юридический статус, тогда как личные подсобные хозяйства не имеют такого статуса и, соответственно, возможности воспользоваться ими, в первую очередь, льготным режимом НДС. У таких предприятий отсутствует источник для компенсации НДС, при этом указанные расходы ЛПХ только при производстве молока составляют около 2 млрд грн.
Учитывая негативное воздействие налогового фактора, подсобные хозяйства вынуждены сбывать продукцию по неофициальным каналам реализации, которые не предусматривают соответствующего отражения в системе статистики и уплаты обязательных платежей.
Должны быть предусмотрены и меры по формированию мощных и устойчивых позиций Украины на мировом продовольственном рынке как страны, экспорт которой базируется не только на сырье, но и на значительно больших объемах продукции животноводства и переработки.
В связи с этим существует актуальная и объективная необходимость обеспечить создание правовых, экономических и социальных предпосылок трансформации ЛПХ в семейные фермерские хозяйства с приобретением статуса юридического или физического лица — предпринимателя — производителя сельскохозяйственной продукции, обеспечение им полноценного участия в аграрном рынке и одинаковой системы налогообложения с фермерскими хозяйствами и агрохолдингами.
Вадим Ивченко, народный депутат Украины, заместитель председателя Комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений ВРУ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.