Кто достучится до сердца селянина

11 января 2018, 12:40 4606
Алла Кравченко

Следующие выборы в Украине должны состояться весной 2019-го, поэтому очевидно, что год, который мы только что встретили, будет интересным.

Преференции городского населения, его политические настроения предугадать сложно, поэтому в основном ставки будут делаться на жителей сел, которых, по статистическим данным начала 2017 года, около 31% населения Украины. Поэтому уже сегодня прослеживаются определенные тенденции в применении определенных политических технологий и соответствующие настроения селян.

Если обычный человек услышит слово «кордоцентричность», он, скорее всего, подумает, что это медицинский термин. И ошибется. Именно кордоцентричность признана главной, определяющей чертой украинской философии, а следовательно, и ментальности нашей нации.

Если не вдаваться в подробности и философские размышления, кордоцентричность — это признание сердца, духа определяющим в развитии целостной личности. Обратил внимание на такую ментальную особенность украинцев наш классик — Григорий Сковорода, определив вектор дальнейших исследований. С этой чертой связаны чувственность, эмоциональность, лиризм, мечтательность украинцев, склонность к творчеству, декоративности и пр. Лучше всего эти черты прослеживались у представителей села, ведь именно среди них всегда было и есть больше всего этнических украинцев.

Украинское селянство всегда привлекало внимание и мыслителей, и политиков, ведь наша страна имеет титул «житницы Европы», а сельское население, которое и наполняло эту житницу, всегда было многочисленным. Урбанизация в Украине началась намного позже по сравнению с другими европейскими странами и поэтому имела незначительное влияние на формирование менталитета украинской нации.

Из литературы у нас слишком романтизированное представление об украинском селянине (впрочем, как и обо всей нации) — он трудолюбив, любит землю-матушку, ценит красоту природы, в целом, мыслит сердцем. Звучит красиво, но к чему приводит нас наша кордоцентричность?

Западный тип мышления — это стопроцентный рационализм, подкрепленный «духом капитализма». Именно поэтому здесь развиты фермерство, предпринимательство, кооперация и, в конце концов, разнообразные селянские партии, которые выигрывают на выборах в парламенты.

Что же имеем мы? Украинский сельский житель никогда не был свободным — ни во времена славного казачества, ни в период существования Малороссии или Советской Украины. Он, возможно, и любил землю, но был на ней крепостным, и единственной его мечтой было убежать к казакам в Сечь или в город на завод. А это уже «социальная отчужденность», а не любовь. Веками украинский селянин мечтал о лучшей участи, не имея собственных волевых установок и лидеров, чтоб что-то изменить. Эта ментальная установка никуда не исчезла и сегодня.

Конечно, последняя четверть века независимости внесла ряд социальных, экономических, политических изменений в жизнь украинцев, в том числе и сельского населения. Украинский селянин якобы имеет землю, он свободен в собственном выборе и в вопросах хозяйствования, и в вопросах выбора типа местного самоуправления, и в отношении политических преференций. Но вопрос в другом: умеет ли он пользоваться этим правом выбора, не имея веками такого опыта? И здесь наша кордоцентричность оказывает нам не очень хорошую услугу, что особенно четко прослеживается в политических настроениях и предпочтениях именно сельского населения — никакого трезвого рационального подхода, никаких социально-экономических расчетов и сценариев, вместо этого — слепое доверие к тем, кто лучше всего «достукивается» к сердцу селянина посредством эпатажа, экспрессивности, очаровывания невыполнимыми, но красивыми обещаниями. А красивое (хотя бы в мечтах) нравится.

Алла Кравченко, кандидат филос. наук, доцент кафедры философии НУБиП Украины

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.