И приходят к вполне утешительному выводу — да, практически, ничем. Ибо, как и прежде, руководство отраслью остается в руках команды небезызвестного «Райза». Как и прежде, оно представлено вторым поколением «молодой украинской буржуазии», отличительная черта которой — нездоровый интерес к особо интенсивным денежным потокам.
Оба министра: и нынешний, и предыдущий, — «свои» в среде агрохолдингов, которые вплоть до последнего времени чувствовали себя и «солью земли», и единственными представителями аграрного сектора. Оба имеют хорошую поддержку со стороны как аграрного лобби, так и его закоренелых PR агентов, неизменно поющих оссану своим делегатам во власть по всем социальным сетям. Так в чем же разница?
Наверное, только в том, что, покидая пост главы профильного комитета парламента, Тарас Кутовой четче и конкретнее видит политическую повестку дня и имеет более определенный план действий.
В частности, как можно судить по обрывкам информации из новостных агентств, приватизация ему больше не кажется столь однозначной панацеей. Справедливо полагая, что лакомые предприятия типа «Укрспирта» легче заставить работать, принося в бюджет налоги и дивиденды, чем пустить в сомнительное плавание по оффшорным зонам, как политик он показывает себя с самой лучшей стороны, дальновидно седлая тренд наметившейся конъюнктуры.
Да и в вопросе налогов у нового министра звучит более разумная нота (Павленко налогами не заморачивался — в основном молчал на эту тему). Он собирается «более конструктивно» строить отношения с МВФ. Также Кутовым анонсирована поддержка децентрализации функций власти по распоряжению землей. Разве что ему придется обнаружить на практике, что компетенции в этом вопросе у него теперь поменше, чем на посту главы парламентского комитета — Госгеокадастр то сегодня под Минрегионом.
Ну и, конечно, кардинальное новшество — признание факта того, что не одни агрохолдинги сегодня формируют лицо аграрного сектора Украины. Конечно, разговор о других составляющих идет исключительно как о братьях менших, конечно, заботу об их экономической состоятельности планируется переложить исключительно на плечи государства, конечно, определенная доля идиосинкразии «великих» в этих разговорах налицо. Но, тем не менее, они налицо. И это плюс.
Что думают о новом министре в глубинах сектора? Да, практически ничего. Все взоры там направлены исключительно на высшее руководство Кабмина, на общую ситуацию, на доминирующие настроения. Поскольку именно это сегодня главное. Вопрос досрочных выборов с повестки дня не снят. А что касается министерства, то от него никто ничего особенного и не ожидает — лишь бы не было хуже. Немного больше внимания к профильным ассоциациям, немного меньше растопыренных пальцев, немного больше реальной работы по вопросам земли и налогов — и можно считать, что все в порядке. Все понимают, что время нынешнего министра весьма ограничено.
«Король умер. Да здравствует король!» – но, сколько же еще звучать этой фразе в секторе? И как сделать так, чтобы она не столь однозначно резала слух и не столь регулярно приводила к сердечным приступам?
Демократическая система управления отраслью. И рынок, и демократия у нас уже давно есть. Но как обстоят дела с демократической, рыночной системой государственного управления?
До сих пор в некоторых кругах серьезно обсуждается идея о том, что Министерство аграрной политики не нужно вообще, что его нужно точно так же сократить, как в свое время было сокращено Министерство промышленной политики. В лучшем случае считается, что министерство должно сыграть роль сознательного дерегулятора — уничтожить все контрольные функции государства в секторе и куда-нибудь после этого за ненадобностью скрыться. Или остаться, играя роль международного промоутера украинского аграрного сектора (эту роль в последнее время министерство на себя примеряет особенно активно).
Классика же жанра говорит о том, что главное в демократической системе государственного управления не столько Кабмин и министерство, сколько наличие адекватной аграрной политики. Адекватной в том смысле, что она идет не от экспертов (и уж конечно не из нынешнего вязкого реформаторского болота), а из глубин сектора, от его представителей, его составляющих.
Роль государства, как и роль закона, состоит не в непосредственном администрировании и управлении, а в балансировании интересов этих составляющих, в поисках компромиссов и организации совместного движения разных слоев аграрного сектора «в прекрасное далеко». Не в доминировании одних над другими, не в навязывании кому-то чьей-то воли, как этому нас учили прежние короли, а в гармонизации и согласовании (на этом месте ставим точку и пускаем светлую слезу).
Готовы ли наши общественные организации, представляющие сегодня разные слои аграрного сектора, изучить и надлежащим образом оформить надежды и чаяния своих членов? Или они, как и прежде на ранних этапах перестройки, основную свою задачу видят в борьбе с государственной бюрократией? К счастью, ситуация тут немного меняется в последнее время. Хотя еще и остается много и «именных», и откровенно грантоедских организаций, здоровая рыночная основа дает себя знать.
Ведь именно ведущие общественные организации заставили власть признать наличие «тела» у аграрного сектора, ведь именно они возглавили протесты против произвола власти, работающей не в интересах украинского аграрного сообщества, а выполняя указания Международного валютного фонда. Чем дальше, тем больше общественные организации сектора понимают, что нужно не бороться с бюрократией по мелочам, а отстаивать действительно значимые положения секторальной аграрной политики.
Королевская династия у нас, в целом, уже определена. Короли 90-х сегодня вышли на сцену во всей своей красе. Они еще довольно долго будут определять и особенности культуры, и лицо нашего общества. Нельзя сказать, что кого-то это особенно вдохновляет. Но и домашнее задание по построению демократической системы управления за нас никто делать не станет…
Все необходимое для построения современной системы управления аграрным сектором у нас, по большому счету, уже есть. Имя министра тут мало что меняет. Так что за работу, товарищи!
Лариса Старикова, координатор аналитического центра Аграрного союза Украины
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.