Об этом рассказал совладелец группы логистических компаний ZAMMLER Виктор Шевченко.
Он отметил, что традиционный маршрут из Китая в Украину — по морю. Он дешевле, чем авиа, относительно безопасен, хотя и дольше. Однако стоимость морского фрахта из Китая подскочила в 3 раза за один TEU (сорокафутовый контейнер) — до $9−10 тыс. в январе 2021 г.
Вариант запуска доставки грузов из Поднебесной по железной дороге обсуждался уже давно, напомнил эксперт. Однако отсутствовала достаточная клиентская база для этого сервиса. Мало кто хотел рисковать и отправлять свой груз по еще не опробованному маршруту, к тому же, по состоянию на середину 2020 г., вдвое дороже доставки морем.
«Но скачок цен на морские перевозки и проблемы в морском фрахте в результате коронакризиса сделали свое — из Китая появились первые экспортеры, проект прямого железнодорожного сообщения Китай-Украина поддержали китайские власти. Китайская сторона начала дотировать эти перевозки по своей территории, существенно снизив их стоимость», — рассказал Шевченко, отметив, что свое дело сделал риск срыва контрактов.
В июле 2020 г. начал курсировать регулярный поезд Китай-Украина китайского оператора East Linе. По словам эксперта, объем перевозок из Китая постоянно растет, и украинский бизнес тоже уже готов отправлять на экспорт по железной дороге.
«Среди главных плюсов железнодорожной перевозки: надежность и скорость (по морю — до 45 дней, по железной дороге — 18−20).
Минусы железной дороги — стоимость. Учитывая подорожание морского фрахта, цены почти сравнялись, но доставка контейнерным поездом таки на 30% дороже. Также пока все поезда прибывают только на терминал «Киев-Лиски» — что не всегда удобно для импортеров, поскольку они тратятся на доставку груза еще и по Украине. К тому же терминал «Лиски» имеет ограничения по количеству принятия поездов», — отметил Шевченко.
Также эксперт подчеркнул, что документы для международных таможенных переходов следует готовить заранее — чтобы согласовать все моменты, в случае необходимости быстро их переработать и чтобы груз пропустили без задержек.
«Контейнерный поезд Китай-Украина пересекает 4 границы. У каждой таможни свои правила, требования, нормативы. Например, есть определенный перечень товаров, запрещенных к перевозке транзитом по территории той или иной страны, или этот перечень может меняться в зависимости от законодательных или нормативных изменений», — добавил он.
Виктор Шевченко уточнил, что могут возникнуть сложности с разными товарам в одном контейнере (сборный груз). Их могут не пропустить. Кроме совместимости груза (температурного режима, скорости порчи, опасности груза) необходимо учитывать требования китайских провинций. Например, в провинции Цзянси (город Наньчан) требование — не более 5 кодов ТН ВЭД в одном контейнере и не более 10 отправителей, а вот в провинции Чжэцзян (город Цзиньхуа) — это количество не ограничено.
«Сейчас пока Украина существенно отстает от Европы в объемах железнодорожных контейнерных перевозок. Если там перевозки товаров поездом занимают 45% от всего грузооборота, то у нас только 1,5%. Поэтому сейчас и партнеры поезда, и «Укрзализныця», и заинтересованный бизнес работают над тем, чтобы найти оптимальные варианты для развития перевозки по железной дороге», — отмечает эксперт.
Что для этого нужно:
1. Увеличить экспорт. При загрузке контейнеров в обратном направлении цена перевозки упадет.
2. Открыть дополнительные пункты прибытия и отправления поезда. Например, не только на «Киев-Лиски», откуда бизнес еще вынужден развозить груз дальше, но и в другие города.
3. Ввести в Украине международную электронную товарно-транспортную накладную и создать цифровые транспортные коридоры. Это позволит упростить документооборот при перевозках и снизить финансовую нагрузку на логистику.
AgroPortal.ua по материалам НВ