19 января 2016 года на сайте Государственной ветеринарной и фитосанитарной службы Украины размещено сообщение, в котором отмечено: «По сообщению RASFF (Системы быстрого оповещения для пищевых продуктов и кормов) №2015.1522, №2015.1548, №2015.1571 в меде пчелином украинского происхождения, который экспортировался в Чешскую Республику, выявлены неразрешенные вещества (противомикробные вещества)... Распоряжением Главного государственного инспектора ветеринарной медицины Украины от 30.12.2015 №128 и от 18.01.2016 №9 временно запрещена выдача ветеринарных документов на мед пчелиный для экспорта в страны-члены Европейского Союза от трех субъектов хозяйствования».
С момента появления указанного сообщения прошло 14 дней. Никакого официального уведомления от Министерства аграрной политики и продовольствия Украины, ни более детального разъяснения со стороны Государственной ветеринарной и фитосанитарной службы Украины, ни профессионального (!) комментария от Государственной службы по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей ни на официальных ресурсах названных ведомств, ни в СМИ от названых ведомств — нет. Хотя абсолютно правильным было бы не скрывать, а публично назвать компании-экспортеры, которые направили в Чехию некачественную продукцию, что добавило бы конкретики и вывело бы из-под «удара» украинского пчеловода и украинское пчеловодство в целом.
А тем временем журналисты в СМИ «освещают» проблему по своему усмотрению, не беспокоясь, что их публикации просто «закапывают украинское пчеловодство», дискредитируют не продавца (экспортера), а производителя — пчеловода!
Ни для кого в Украине и в мире не секрет, что есть пчеловоды, которые используют для лечения пчел запрещеные ветеринарные препараты, остатки которых переходят в мед и делают мед некачественным. Во избежание этого и проводятся разъяснительная и просветительская работа в пчеловодческой среде с привлечением специалистов. Но есть и продавцы некачественных и запрещенных ветпрепаратов! Как в законодательстве Украины прописан этот факт?
Ниже я привожу названия публикаций в СМИ. Возможен ли позитив у пчеловодов, когда структуры власти молчат, а СМИ называют свои публикации, надеясь на «сенсацию» таким образом, как, например, «Экспорт украинского меда в ЕС заблокировано», «Украинский мед оказался в центре скандала европейского масштаба», «Президент Чехии советует остановить закупки меда из Украины из за проблемы с антибиотиками», «Украина прекращает экспорт меда в ЕС из-за найденных запрещеных веществ», «Украинский мед в европейской опале», «Евросоюз отказался от украинского меда», «Неправильный мед»: В Чехии украинских пчеловодов подозревают в использовании антибиотиков для меда» и так далее.
Разве можно было допустить ситуацию до такого «огульного» критиканства украинского пчеловодства? Для выхода украинского меда на европейский рынок понадобилось много усилий и в первую очередь — завоевать доверие к качественному украинскому продукту. И наша организация «Всеукраинское Братство пчеловодов Украины» 10 лет занимается продвижением украинского меда и украинского пчеловодства в мире.
Если конкретные украинские компании поставили некачественную продукцию в ЕС, то общество должно знать — какие это компании когда осуществили поставки в Чехию? Нельзя замалчиванием конкретных фактов, допускать потерю доверия к украинскому продукту. Это потеря имиджа Украины относительно экспорта меда, это потеря имиджа украинского пчеловода.
Очевидным есть то, что данная ситуация уже на контроле таких международных институций как Европейская федерация фасовщиков и дистрибьюторов меда (Federation Europeenne Des Embalmers Et Distributeurs De Miel — FEEDM), Международная комиссия по меду (International Honey Commission — МКМ), Международная ассоциация фасовщиков меда (Honey International Packers Association), Международная Федерация пчеловодческих Ассоциаций Апимондия и других. Поэтому вопрос — очень серьезный. Вопрос перестал быть украинским, это международный вопрос.
Министерство аграрной политики и продовольствия Украины постоянно рекламирует и популяризирует свою деятельность и в СМИ и в социальных сетях. Почему к украинскому пчеловодству со стороны профильного министерства такое равнодушие?
Украинское пчеловодство — это не только мед, это не только бизнес трейдеров и экспортеров. Украинское пчеловодство — это в первую очередь ЛЮДИ — пчеловоды, сотни тысяч крестьян и их семьи. Украинское пчеловодство — это опыление 80% растительного потенциала Украины. Украинское пчеловодство — это экология.
Считаю, что ситуация, которая сложилась в результате поставки некачественного меда в Чехию, должно быть выяснена и истолкована всем субъектам пчеловодческой отрасли в первую очередь в Украине, а также и в ЕС, в самые короткие сроки. Кроме того:
1. Все компании, которые имеют право экспортировать мед согласно Приказа Главного инспектора ветеринарной медицины Украины №34 от 01.04.2011 года, должны быть инспектированы на соответствие требованиям Приказа №491 Министерства аграрной политики и продовольствия Украины от 08.08.2012 года «Об утверждении ветеринарно-санитарных требований для мощностей (объектов) по производству продуктов пчеловодства» и Закона Украины «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов».
2. Украинские компании, которые вызвали событие в Чехии, должны быть лишены права экспорта меда. Мед, который не соответствует требованиям ЕС, не может быть возвращен в Украину, потому что его «зафасуют» на «стол» украинским потребителям.
3. Министерство аграрной политики и продовольствия Украины должно срочно разработать правила (требования) для экспорта меда малыми и средними производителями — пчеловодами, которые сами производят продукцию и будут добросовестно контролировать употребление ветеринарных препаратов для получения безопасной продукции. Возможность открыть экспорт для пчеловодов — как малых и средних предпринимателей — станет отправной точкой качественного развития пчеловодства в Украине на профессиональном уровне. Придут молодые, будут развивать предпринимательство на селе, увеличивать медоносную базу. Это повлияет положительно и на экологию.
4. Рабочая группа по вопросам развития пчеловодства Минагропрода должна немедленно разработать Программу своей работы, определить приоритетные вопросы пчеловодства и пути их решения в соответствующем законодательном поле. Удивительным есть тот факт, что Министерство аграрной политики и продовольствия Украины не инициирует проведение заседания Рабочей группы по вопросам развития пчеловодства, учитывая событие в Чехии.
5. Эксперты Рабочей группы по вопросам развития пчеловодства Минагропрода должны быть задействованными на платной основе в процесс гармонизации украинского законодательства с европейским в пчеловодческом секторе в рамках Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Минагропрод получает от доноров техническую помощь на выполнение требований ЕС к гармонизации стандартов в соответствии с Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС.
Министерство аграрной политики и продовольствия Украины рапортует об экспорте меда публично и громко, считает, что в секторе все в порядке. На многих мероприятиях, семинарах и выступлениях мы постоянно акцентируем внимание профильного министерства не на экспорте меда, а на РАЗВИТИИ сектора пчеловодства в Украине.
Да, украинский мед успешно экспортируется в мир, потому что работают пчеловоды, не трейдеры, а именно пчеловоды. Пока работают, пока смогут иметь элементарную рентабельность. А дальше что? Если не будет развития пчеловодческого сектора аграрной отрасли, не будет разработана соответствующая законодательная база, не будут проведены все мероприятия по интеграции украинского пчеловодства в европейское пчеловодство, не будет защищен украинский рынок меда от некачественного импорта, не будет развиваться малый и средний бизнес в пчеловодстве как самостоятельный игрок на внешних рынках, не будут созданы прочные межсекторальные связи с растениеводами, ветеринарами, экологами, не будет развернута просветительская и образовательная работа в пчеловодческой среде, не будет создана Единая государственная программа защиты пчелы — пчеловодческая отрасль будет «обнажена», село просто деградирует, исчезнут различные виды растений и последствия очевидны для всей аграрной индустрии. А все то, что перечислено, нужно делать пчеловодческим сообществом — пчеловодам, общественным деятелям, экспертам, ученым, предпринимателям с активным участием, фактически на активной платформе профильного министерства, так как все действия требуют законодательной крепкой почвы.
И нынешняя ситуация с Чехией ЯВНО показывает, что экспорт меда — это не показатель успешной работы в пчеловодческих секторе. Показатели успеха отрасли — это защита пчелы, это безопасная продукция как на внутреннем, так и на внешнем рынках, это защита украинского рынка меда, это — гармонизация стандартов и законодательных актов, это широкие межсекторальные связи, это комплексное упорядоченное законодательство в сельском хозяйстве, это ответственность аграриев и бизнеса, это сбалансированный маркетинг в сельском хозяйстве и поддержка государством малых и средних предпринимателей в экономической и юридической плоскостях, это образование это, в конце концов, — элементарное внимание профильного министерства к пчеловодству и пчеловодам, которые стоят в авангарде развития сельских территорий.
Надеемся, что после событий в Чехии, Министерство аграрной политики и продовольствия сформирует вместе с общественным и научным пчеловодческим активом дорожную карту реформирования и качественных инновационных изменений в пчеловодстве, что позволит в короткие установленные сроки принять меры относительно контроля производства меда в цепочке «от улья к потребителю», позволит осуществить реально имплементацию директив и регламентов ЕС относительно пчеловодства в соответствии с Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС с ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ внесением Украиной научно обоснованных дополнений, позволит защитить украинский рынок меда от некачественного импорта, позволит законодательно утвердить изменения и дополнения в Закон Украины «О пчеловодстве», создать условия рентабельной работы пчеловода, который фактически стоит во главе всего пчеловодческого бизнеса.
Татьяна Васильковская, председатель правления ОО «Всеукраинское Братство пчеловодов Украины»
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.