Какие производители больше всего пострадают от COVID-19

01 апреля 2020, 07:14 2845

Введение карантина и чрезвычайной ситуации не может не повлиять на рыночные связи. Особенно сильно это должно быть ощутимым в цепях поставок на экспорт, на больших оптовых рынках, где представлены средний и большой бизнес — как производители, так и трейдеры.

Такое мнение высказала межпроектный менеджер Украинского проекта бизнес-развития плодоовощеводства UHBDP Александра Гармаш.

«Не меньшего сбоя следует ожидать в цепях поставок на оптовые и розничные рынки местного значения, HoReCa, а также на придорожные рынки. Здесь, как правило, постоянно работали малый и средний бизнес, на придорожных - малый и микро. В цепи между фермерами или трейдерами и сетями супермаркетов, которые установили устойчивые отношения в прошлом маловероятны изменения в смысле появления новых игроков или увеличения конкуренции между участниками такой цепи. Что имеется в виду? Существуют определенные условия, обязательные для исполнения: расчеты с учетом НДС, отсрочка платежа, сертификаты качества и происхождения товара, тому подобное. Данные условия всегда были непреодолимыми для малого бизнеса, поэтому остаются препятствием и сейчас», — отмечает Александра Гармаш.

По ее словам, еще одной из так называемых цепей поставок является поставка товаров домохозяйствам, то есть конечным потребителям, так называемая «доставка до двери». До изменения бизнес-среды цепь поставок «доставка до двери» была привлекательна в основном для малых сельхозпроизводителей, кто продавал первичную (непереработанную) продукцию, и HoReCa как поставки продуктов питания (готовых блюд или полуфабрикатов). В нынешней ситуации такой формат должен привлечь внимание большинства игроков плодоовощного рынка и привести к появлению большой конкуренции в этом сегменте.

«Больше всего может пострадать в текущем развитии событий малый и микробизнес, которые были поставщиками в большинстве цепей поставок плодоовощной продукции. Через трейдеров (в т.ч. перекупщиков) их товар попадал на экспорт, на большие оптовые рынки и местные рынки. Кроме того, малый бизнес самостоятельно поставлял свой товар на другие рынки сбыта, некоторые из которых сейчас закрыты или работают с ограниченным доступом к ним. Для среднего бизнеса, тем более большого, трансформация работы в новых условиях является более легкой, чем для малого и микробизнеса. Больше всего могут пострадать сельские жители, мелкие производители плодоовощной продукции и меда», — отмечает Александра Гармаш.

Эксперт советует малому бизнесу принять и выполнить три условия: онлайн-присутствие, гарантия безопасности продукции, кооперация.

«Кооперация необходима для того, чтобы удовлетворить потребности двух цепей поставок: трейдера и «доставки до двери». Трейдеру же в условиях карантина и ограниченного передвижения необходимо гарантированно получить определенный объем, определенного качества, в определенный промежуток времени. Онлайн-присутствие пока представляет собой возможность позиционировать себя на массовом рынке, который переместился в Интернет. Это различные мессенджеры (Viber и т.д.), социальные сети (Instagram, Facebook), торговые площадки или собственные сайты», — объясняет Александра Гармаш.

По ее словам, определенная категория малого бизнеса уже нашла себя и своих потребителей в онлайн, однако значительная часть сельского населения осталась без каналов сбыта.