Как защитить коммерческую тайну: ТОП-5 мер, о которых должен помнить каждый руководитель

20 апреля 2017, 12:45 10338
Екатерина Гнатив

Высказывание известного банкира и финансиста Натана Ротшильда «кто владеет информацией, тот владеет миром» актуально сегодня как никогда. Для субъектов хозяйствования наиболее ценной является информация, которую они используют для достижения целей компании — получение прибыли или определенных результатов.

Такой информацией могут быть сведения, связанные с финансами, производством, технологией, например, данные о методике выращивания определенной культуры, процедуре подготовки семян или саженцев к высадке в грунт и пр. Все это, по сути, можно назвать двумя словами — «коммерческая тайна».

Украинское законодательство определяет коммерческую тайну как информацию, которая является секретной в том понимании, что она в целом или в определенной форме и совокупности ее составляющих является неизвестной и не является легкодоступной для лиц, которые обычно имеют дело с видом информации, к которому она принадлежит, в связи с этим имеет коммерческую ценность и была предметом адекватных существующим обстоятельствам мер по сохранению ее секретности, предпринятых лицом, которое законно контролирует эту информацию (ч. 1 ст. 505 Гражданского кодекса Украины).

Исходя из указанного определения можно выделить следующие признаки коммерческой тайны:

  • информационность коммерческой тайны (в том смысле, что коммерческая тайна — это информация);
  • секретность;
  • коммерческая ценность;
  • защищенность информации, составляющей коммерческую тайну.

Срок действия права интеллектуальной собственности на коммерческую тайну ограничивается сроком существования совокупности признаков коммерческой тайны.

Охрана коммерческой тайны может быть обеспечена комплексом юридических, физических, технических и даже психологических мероприятий.

В законодательстве Украины нет специального законодательного акта, которым были бы урегулированы вопросы, касающиеся коммерческой тайны. Несмотря на это, весьма полезным может быть опыт зарубежных стран по защите коммерческой тайны.

Например, меры по охране коммерческой тайны должны включать в себя следующее.

1. Разработка инструкций/положений об обеспечении защиты коммерческой тайны.

Необходимо определить перечень сведений, составляющих коммерческую тайну. Такой перечень может представлять собой отдельный локальный нормативный акт или содержаться в тексте специально разработанного Положения о коммерческой тайне либо быть приложением к нему.

Структура и содержание Положения о коммерческой тайне определяется спецификой работы предприятия и видами информации, составляющими коммерческую тайну. В Положении о коммерческой тайне целесообразно предусмотреть следующие разделы: общие положения; понятия и термины; перечень информации, являющейся коммерческой тайной; порядок допуска работников к такой информации и прекращения допуска; права и обязанности работников предприятия, а также лиц, привлекаемых к его деятельности, допущенных к коммерческой тайне; права и обязанности компании как владельца информации, содержащей коммерческую тайну; перечень мероприятий по обеспечению конфиденциальности информации; организация контроля за порядком использования сведений, составляющих коммерческую тайну; ответственность за разглашение коммерческой тайны.

2. Маркировки носителей информации, содержащих коммерческую тайну.

После того как предприятие определит перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, оно должно обеспечить секретность такой информации, ведь ценная информация не может быть коммерческой тайной, если она неконфиденциальна.

Поэтому предприятию необходимо наносить на материальные носители, содержащие коммерческую тайну, или включить в состав реквизитов документов гриф «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации. Или же указывать на документе «Этот документ в целом и любая его часть в отдельности содержат коммерческую тайну (ст. 505 ГКУ), которая является конфиденциальной информацией и не подлежит использованию и/или разглашению ни одним лицом без предварительного письменного согласия владельца коммерческой тайны».

3. Подписание соглашений о неразглашении.

Кроме принятия локальных нормативных актов, необходимо обеспечить ознакомление работников, допущенных к коммерческой тайне, с перечнем секретной информации, с установленным режимом конфиденциальности и ответственностью за его нарушение. Ознакомление каждого такого работника должно осуществляться путем подписания соглашений о неразглашении.

Соглашения о неразглашении также необходимо подписывать со всеми контрагентами, которым стало известно об информации, составляющей коммерческую тайну.

4. Установка технических средств защиты информации.

Виды информации и способы ее хранения находятся в непрерывном процессе изменений. Если раньше процесс коммуникации от передачи до получения мог занимать месяцы, то сегодня на это уходят секунды.

Несмотря на это, не стоит забывать о технических средствах защиты информации. Технические меры защиты информации предполагают использование специальных программ и оборудования, запрещающих просмотр и/или копирование важной электронной информации. Для этого блокируют доступ к жесткому диску или возможность использования сменных цифровых носителей.

Такие меры возлагают на системного администратора дополнительные обязанности: сотрудник фирмы обращается к нему, если необходим доступ к секретной информации, мотивируя свой запрос. Таким образом, в случае «утечки» какой-либо информации системный администратор или другой уполномоченный сотрудник легко определит круг потенциальных нарушителей.

5. Проведение тренингов.

Тренинги для сотрудников проводятся с целью обучения правилам обращения с коммерческой тайной, а также информирования об известных делах о несанкционированном разглашении коммерческой тайны и негативных последствиях такого разглашения как для работника, так и для компании.

Предприятие в режиме нон-стоп должно проводить работу по защите конфиденциальной информации, поскольку важность этого аспекта несомненна и позволяет предприятию сохранить свое место и долю на рынке товаров, работ и услуг, а также избежать непредвиденных расходов. От того, как надежно защищена коммерческая тайна, зависит не только успех бизнеса, но и безопасность предприятия, а также его финансовые ресурсы.

Екатерина Гнатив, младший юрист Eterna Law

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.