О том, на каком именно продукте легче заработать малым и средним фермерам, которые работают в плодоовощеводстве, рассказал ведущий менеджер отдела переработки овощей и фруктов компании «РУСБАНА инжиниринг Украина» Богдан Пеев во время конференции «Переработка плодоовощной и ягодной продукции. Современные тренды», которую организовали фонд ЛАСКА и Украинский проект бизнес-развития плодоовощеводства (UHBDP).
«Когда правильно выбран продукт, который фермер собирается поставлять в торговые сети, сразу становится легче и просчитать, сколько денег ему понадобится. Сначала производителю продукции нужно выбрать сферу и клиента: розничный покупатель, оптовый, или продукт будет сырьем для следующих переработчиков. Все три схемы работают и в каждой есть своя доходность. При этом совершенно неважно, какой именно объем будете перерабатывать. Стоит только выстроить соответствующую цепочку», — рассказывает Богдан Пеев.
По его словам, когда производитель поймет рынок, время определиться с процессом первичной переработки: соответствующей калибровкой, сортировкой, упаковкой.
Некачественная продукция не годится ни на одну переработку. Рассказывает, что наблюдали отрицательный опыт завода по производству картофеля фри, где из-за дефицита сырья предприятие воспользовалось собственным неформатным картофелем, в итоге 10 тонн готовой продукции вынуждены были выбросить.
«Современное оборудование позволяет разделять товарную продукцию на несколько классов. К примеру, новые линии механической калибровки черешни позволили выделить максимальный калибр, который дорого продали в Германию. Второй сорт тоже легко нашел клиента. Сбыт, хотя и по более низкой цене, тоже был выгодным.
Разделение важно, учитывая то, какой в итоге продукт мы хотим получить: фреш, замороженный, высушенный, в виде соков, консервов и т.д.», — объясняет эксперт.
Богдан Пеев советует при обустройстве сортировочных линий на небольшие объемы предусмотреть свои следующие шаги, спланировать хотя бы на 2-3 года вперед: как свое оборудование затем применить, когда бизнес будет разрастаться?
Скажем, небольшая линия для производства конфитюра затем может служить для тестирования больших партий, экспериментов с новой продукцией, как демонстрационная установка. Или, скажем, если уже есть мойка для одного своего продукта, то стоит найти соседа, у которого есть другой продукт, и предложить свои услуги по мойке. Таким образом можно использовать мощности вне собственного сезона.
«Чтобы оборудование легко окупилось, стоит позаботиться о его универсальности. Оно должно легко вводиться в эксплуатацию и легко обслуживаться. Когда к вам придет клиент и попросит продукт, нарезанный кубиками, вы можете пожалеть, что вовремя не поставили на свою линию дополнительную опцию за тысячу долларов, потому что сейчас она начала бы приносить вам по 5 тысяч, — приводит пример перспектив Богдан Пеев.
Ирина Садовая, AgroPortal.ua