Ярких фраз и многообещающих лозунгов сегодня уже предостаточно, а планов и стратегий почти нет. Как и четких показателей оценки результативности работы чиновников. А без них любые планы — это всего лишь очередные обещания, которые ничего не стоят.
Базовых критериев добропорядочности, без которых кандидат не может рассматриваться на должность, всего три. Во-первых, он должен задекларировать все имущество и доходы, как свои, так и всех членов своей семьи. Во-вторых, он обязан отчитаться об источниках дохода, за которые было приобретено данное имущество. И, в-третьих, отсутствие несоответствия, недостоверности и неполноты данных по первым двум пунктам должно становится поводом для исключения кандидата из участия в конкурсе.
Во время прохождения конкурса на должность в госслужбе кандидата должны оценивать по двум главным критериям. У него должен быть четкий план трансформаций и реформ органа, который он хочет возглавить. А также четкий перечень ключевых показателей эффективности, по которым будет оцениваться его работа и работа органа, который он возглавит.
После получения должности ответственность чиновника перед обществом только начинается. А поэтому контроль за его работой должен быть еще более тщательный.
Главные критерии работы госслужащего:
1. Наличие плана внедрения запланированных изменений и критерии оценки их эффективности.
2. Госслужащий топ уровня ежегодно с момента вступления его в должность должен обнародовать отчеты о своей деятельности.
3. Привязка премий к реальным результатам работы и уровню достижения ключевых показателей эффективности.
4. В случае невыполнения плана или плохих показателей эффективности — добровольный уход с должности.
Хотеть и быть реформатором — далеко не одно и то же. Реформатор не тот, кто пишет и презентует реформы, а тот, кто может их внедрять на практике. И именно изменения регулярной практики и есть мерилом реформ. Кроме того, истинный лидер готов признавать свои ошибки и нести за них ответственность. Признаком профессиональной чести и достоинства является уход с должности в случае невыполнения заявленных планов и обязательств. Если кандидаты не готовы соответствовать этим критериям, то украинцы должны дать себе ответ на вопрос, есть ли у нас еще право на ошибку. Есть ли у нас возможность оплачивать из наших налогов очередных «реформаторов без реформ».
Жанна Балабанюк, член Экспертно-консультативного совета при Национальном агентстве Украины по вопросам государственной службы, гендиректор консалтинговой компании R&C Kyiv Group LLC
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.