Как изменится бухгалтерия на агропредприятиях

18 апреля 2018, 06:39 2830
Юлия Покидюк

Производство сельскохозяйственной продукции в Украине растет в течении последних лет, как и роль аграрного сектора в экономике страны. По итогам 2017 года, аграрная продукция заняла наибольшую долю в структуре экспорта — 14,1 млрд долларов, или 37,8% от общей экспортной выручки.

С большой прибылью приходят и большие изменения: поскольку АПК (агропромышленный комплекс) становится на позицию локомотива экономики, государство постепенно меняет правила его работы. Ближайшее будущее сулит ряд изменений в работе аграрных предприятий, и первыми, кто ощутит эти изменения, станут бухгалтеры агропредприятий. Именно тема законодательных нововведений в АПК преобладала на крупнейшем отраслевом бухгалтерском мероприятии — 6-м Форуме бухгалтеров сельскохозяйственной отрасли, проходившем 23–27 марта в г. Трускавец.

Кому помогает государство

Немалый интерес среди бухгалтеров вызывает тема государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий.

Традиционно, государство выделяет 1% от генерируемого в агропромышленный комплекс ВВП на развитие отраслей. По итогам прошлого года сумма составит 6,3 млрд грн поддержки в 2018 году. 4 млрд грн государство планирует выделить на развитие животноводства. В рамках этой суммы, государство будет компенсировать покупку племенного скота и биологического материала, строительство и реконструкцию фермерских хозяйств, а также содержание крупного рогатого скота. На развитие фермерских хозяйств и компенсацию стоимости с/х техники МинАПК выделит по 1 млрд грн, и еще 300 млн грн уйдет на развитие садоводства и виноградарства.

Таким образом государство планирует удешевить покупку более 5000 единиц с/х техники, увеличить поголовье крупного рогатого скота, свиней и овец, повысить продуктивность животноводства и способствовать появлению более чем 3000 га новых садов, ягодников и виноградников. Денежные компенсации также будут способствовать развитию смежных отраслей. Так, компенсация стоимости с/х техники распространяется на технику украинского производства.

Что нового в законодательстве

Одно из главных изменений в налоговом законодательстве в текущем году — новый порядок блокировки налоговых накладных и расчетов корректировки. Он вступил в силу с 22-го марта 2018 года, его основная цель — сократить количество предприятий реального сектора, попадающих под блокировку накладных. Прежде всего, новый порядок предусматривает расширение отсекающих критериев, при соответствии которым предприятие автоматически не попадает под действие блокировок. Также были введены понятия «рисковых операций/плательщиков» и «позитивная налоговая история». При попадании предприятия в категорию рисковых плательщиков все накладные будут блокироваться автоматически. Позитивная же налоговая история затрагивает не только налоги, но и ещё ряд критериев, направленных на поиск предприятий малого сектора экономики: если компания входит в эту категорию, ее накладные не блокируются вообще.

Новая схема регистрации накладных выглядит следующим образом: накладная тестируется на отсекающие критерии, и, если плательщик таким критериям соответствует, — накладная регистрируется. Если таких критериев нет, запускается тестирование рискованности плательщика: если он признается рисковым — накладная блокируется, если нет — начинается тестирование на рисковость самой операции. Тут проходит проверка на позитивную налоговую историю, и если предприятие таковой не обладает — накладная не регистрируется.

Отсекающие критерии не подверглись особым изменениям: налоговые регистрируются автоматически если они регистрируются на неплательщика, если месячный оборот не превышает 500 тыс. грн, если у предприятия не наблюдается резкого подъема продаж и налоговая нагрузка составляет 3%. Высчитывается эта нагрузка соотношением всех уплаченных налогов за 12 месяцев к общей сумме поставок (декларация по НДС).

Рисковым плательщик будет признаваться в соответствии с критериями. Первый срабатывает лишь в случае когда предприятия зарегистрированы на несуществующих лиц, деятельность осуществляется без согласия физических лиц и т.д. Блокировка в таком случае происходит автоматически. По второму критерию, плательщик попадает в категорию рисковых только по решению специальной комиссии. Поводом для рассмотрения комиссией может стать регистрация учредителей предприятия на неподконтрольных территориях, негативная предпринимательская история (банкротство прошлых предприятий) и т.д.

Рисковыми операциями считаются операции компании, которая торгует подакцизными товарами без лицензии, торгует топливом без регистрации в системе и если компания производит смену номенклатуры кодов УКТЗЕД больше чем на 4 знака. Но главное — рисковыми  будут признаваться операции предприятия, у которого в остатках товаров на складе более 75% составляют рисковые группы товаров. В такие группы товаров входят, например, топливо и удобрения и предприятия сельскохозяйственной отрасли эти группы вынуждены постоянно приобретать и накапливать. Таким образом, все сельхозпредприятия автоматически попадают в категорию рисковых операций.

Выход — подача налоговых таблиц по основным видам деятельности. Хитрость состоит в том, что законодательного ограничения на количество подаваемых таблиц  нет. Следовательно, бухгалтерам сельскохозяйственных предприятий следует подать несколько таблиц, и в одной из них — выделить основные направления деятельности, которые автоматически не будут блокироваться никогда.

Внимания заслуживает и законопроект налога на выведенный капитал. Суть законопроекта состоит во введении налогообложения прибыли, распределенной в качестве дивидендов или приравненных к ним платежей. Также законопроект предусматривает отказ от налога с доходов нерезидентов и изменение подходов налогообложения процентов за пользование кредитом, получаемых у нерезидентов. Ставка налогообложения на распределение дивидендов составит 15%, а для приравненных к ним платежей — 20%.

В случае распределения дивидендов между двумя юридическими лицами-плательщиками налога на выведенный капитал налогообложение не применяется. Исключения также распространяются на выплату дивидендов между лицами-резидентами которые являются плательщиками налога на выведенный капитал, а также реинвестированная прибыль.

Несмотря на определенные риски и угрозы в новом законопроекте, угрозы он не несет. Его задача — борьба с теми, кто целенаправленно выводит капитал из Украины в больших объемах, и если его действие и будет касаться простых сельхозпредприятий — то только в исключительных случаях.

Прогресс и автоматизация

В бизнес-деятельности современного предприятия появляется все больше и больше решений автоматизации.

Суть таких решений проста — свести к минимуму монотонную и рутинную работу, устранить человеческий фактор в заполнении документации и автоматизировать всё, что может быть автоматизировано. Кроме очевидного преимущества в сокращении времени, необходимого на выполнение многих ежедневных задач, такие решения помогают собрать информацию предприятия в единую систему. Благодаря этому повышается гибкость и управляемость — руководство может держать руку на пульсе всех бизнес-процессов, максимизировать прибыль и минимизировать риски.

Что несет нам день грядущий

Впрочем, автоматизации рады далеко не все — все чаще и острее в обществе поднимаются вопросы о том, смогут ли роботы и программы «заменить» наши рабочие места. Не обходится без таких разговоров и в бухгалтерских кругах.

Чтобы оставаться востребованными, нам необходимо повышать свою квалификацию. Для этого, бухгалтер может пройти обучение по программам сертификации вроде ACCA и CAP/CIPA и совершенствовать свои навыки работы с уже привычными инструментами, компания — проводить внутреннее обучение персонала.

Кроме того, менять нужно само восприятие роли бухгалтера на предприятии. Именно бухгалтер знает все о компании, и его задачи не должны ограничиваться составлением отчетов и подачей деклараций. Бухгалтеры и особенно главбухи должны присутствовать и участвовать в обсуждении стратегических планов, иметь возможность направлять и ограничивать руководство. К сожалению, такая практика является редкой для украинских предприятий и многие бухгалтера чувствуют что их роль в работе компании не ценится должным образом.

Угрозу от автоматизации бизнеса бухгалтера воспринимают по-разному. Кто-то серьезно беспокоится тем, как будет выглядеть бухгалтерия уже через 5-10 лет — их опыт подсказывает, что уже сейчас программы и компьютеры могут справляться с некоторыми задачами лучше людей с меньшими затратами. Другие же относятся к таким прогнозам скептически: темпы развития цифровых технологий в Украине намного ниже, чем в странах Европы и США и в ближайшее время ожидать резких перемен не стоит.

Самым правильным, на мой взгляд, является тезис о том, что мы должны быть готовы к переменам. Развитие цифровых технологий невозможно остановить, поэтому все, что мы можем сделать — это искать новые применения себе и своим знаниям, овладевать новыми инструментами и технологиями. Почти такие же тезисы звучали на Всемирном экономическом форуме в Давосе. Для бухгалтеров отсюда должен следовать простой тезис: только постоянное обучение и развитие поможет нам сохранить свое место на рынке труда.

Что в итоге

Быть бухгалтером — сложно: нашу работу замечают только тогда, когда она сделана плохо, а саму профессию сопровождает целый набор не самых приятных стереотипов. Тем не менее, мы в силах изменить ситуацию, если сможем наладить диалог друг с другом, с государством и если будем открыты новому и не побоимся меняться.

Юлия Покидюк, експерт проекта MASTER: Бухгалтерия

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.