К вам идут с проверкой: новые правила на рынке труда

23 мая 2017, 07:01 25077
Артем Кузьменко

16 мая 2017 года вступило в силу Постановление Кабинета министров Украины (далее — КМУ) «Некоторые вопросы реализации статьи 259 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ) и статьи 34 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 26.04.2017 № 295 (далее — Постановление № 295).

Постановлением были утверждены сразу два порядка:

  • Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде (далее — Порядок контроля);
  • Порядок осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о труде (далее — Порядок надзора, а Порядок контроля и Порядок надзора вместе — Порядки).

Напомним, что после введения штрафов в размере до 320 тысяч гривень за несоблюдение законодательства о труде активно начало развиваться законодательство, которое регулирует проверки, также судебная практика уже имеет достаточно большое количество споров по результатам таких проверок.

Принятие вышеуказанных Порядков вызвало широкий резонанс среди представителей бизнеса и даже государственных органов, поскольку Порядки содержат положения, которые не соответствуют действующему законодательству, в том числе и международным конвенциям. Кроме того, принятие Порядков происходило с нарушением соответствующей законодательной процедуры.

Об этом, в частности, идет речь в письме Государственной регуляторной службы (далее — ГРС) от 25.04.2017 года в адрес КМУ, в котором ГРС обратилась к КМУ с просьбой не допустить рассмотрения и принятия Постановления № 295, а также отказала в согласовании проектов Порядков, предоставив аргументацию, почему вышеуказанные Порядки не соответствуют требованиям действующего законодательства Украины, а также международных конвенций, ратифицированных Верховной Радой Украины.

Несмотря на это, КМУ принял Порядки уже на следующий день, 26 апреля 2017 года, не приняв во внимание существенные нарушения действующего законодательства, о которых заявляла ГРС. Кроме того, как было указано выше, КМУ также нарушил сам порядок принятия постановления. Так, регуляторный акт не может быть принят или одобрен органом исполнительной власти, если уполномоченным органом было принято решение об отказе в согласовании проекта этого акта.

Главной целью появления Порядков, очевидно, являются попытка легализации проведения государственного надзора исполнительными органами местных советов и расширение их полномочий, а также дальнейшее осуществление надзора за таким контролем. Отметим, что Порядки приняты на основании ст. 259 КЗоТ, хотя ГРС в своих письмах считает, что вышеуказанная норма может регулировать принятие Порядка контроля, однако не предусматривает принятие Порядка надзора.

Проанализировав Порядки, можно сделать вывод, что сама процедура осуществления контроля по обоим документам похожа, меняются, по большей мере, лишь объекты контроля и надзора, а также формы применимых в соответствующем случае контрольных мероприятий:

  • Госконтроль осуществляют в качестве внепланового мероприятия продолжительностью не более 10 рабочих дней, а для субъектов микро-, малого предпринимательства — не более 2-х;
  • Госнадзор — как плановое мероприятие с уведомлением объекта надзора — не позднее чем за 5 рабочих днейдо начала проверки; продолжительность мероприятия не может превышать 5 рабочих дней, однако в случае необходимости может быть увеличена до 10 рабочих дней.

Вместе с тем, основным нормативно-правовым актом, который регулирует вопросы осуществления государственного надзора (контроля), является Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V (далее — Закон «О принципах государственного контроля»). Интересным является тот факт, что данным законом также предусмотрены сроки мероприятий по контролю и надзору, и они различны с теми, что указаны в Порядках, на что также обратила внимание ГРС в своих письмах.

Порядок и процедуру проведения внеплановых контрольных мероприятий определяет Порядок контроля. Согласно последнему, госконтроль за соблюдением законодательства о труде будут осуществлять инспекторы труда:

  • Гоструда и его территориальных органов;
  • исполнительных органов городских советов городов областного значения и сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных общин (далее вместе — исполнительные органы местных советов) — по вопросам своевременной и в полном объеме оплаты труда, соблюдения минимальных гарантий в оплате труда, оформления трудовых отношений.

При этом ГРС настаивает, что исполнительные органы местных советов не имеют таких полномочий согласно законодательству.

Формы проведения контрольных мероприятий инспекторами труда следующие:

  • инспекционные посещения;
  • невыездные инспектирования.

Стоит отметить, что инспекционные посещения не предусмотрены Законом «О принципах государственного контроля», а следовательно, являются новеллой КМУ.   

Кроме того, пп. 31-33 Порядка контроля предусматривают, что инспектор труда может принять решение о необходимости посещения работодателей (по их заявлению) с целью консультирования и проведения информационно-разъяснительных кампаний. Но очевидно, что консультации — это не форма контроля, и, соответственно, возможны определенные злоупотребления.

Основания для проведения инспекционного посещения предусмотрены ч. 5 Порядка контроля, среди них:

  • по обращению работника о нарушении в отношении него законодательства о труде;
  • по обращению физического лица, в отношении которого нарушены правила оформления трудовых отношений;
  • по решению руководителя органа контроля о проведении инспекционных посещений по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений, принятым по результатам анализа информации, полученной из средств массовой информации, других источников, доступ к которым не ограничен законодательством;
  • по решению суда, сообщению правоохранительных органов о нарушении законодательства о труде;
  • по сообщению должностных лиц органов государственного надзора (контроля) о выявленных в ходе выполнения ими контрольных полномочий признаков нарушения законодательства о труде;
  • по информации:

Госстата и его территориальных органов о наличии задолженности по выплате заработной платы;

Государственной фискальной службы и ее территориальных органов о:

  • несоответствии количества работников работодателя объемам производства (выполненных работ, оказанных услуг) со средними показателями по соответствующему виду экономической деятельности;
  • фактах нарушения законодательства о труде, выявленных в ходе осуществления контрольных полномочий;
  • фактах осуществления хозяйственной деятельности без государственной регистрации в порядке, установленном законом;
  • работодателях, имеющих задолженность по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в размере, превышающем минимальный страховой взнос за каждого работника;

Пенсионного фонда Украины и его территориальных органов о:

  • работодателях, которые начисляют заработную плату меньше минимальной;
  • работодателях, у которых в отношении работников отсутствует уведомление о принятии на работу;
  • работодателях, у которых в течение месяца количество работников, работающих на условиях неполного рабочего времени, увеличилось на 20 и более процентов;
  • работниках, которые выполняют работы (оказывают услуги) по гражданско-правовым договорам у одного работодателя более года;
  • работодателях, у которых в отношении работников отсутствуют начисления заработной платы в отчетном месяце (отпуск без сохранения заработной платы без соблюдения требований КЗоТ и Закона Украины «Об отпусках»);
  • работодателях, которые в течение года не проводили индексацию заработной платы или сумма повышения заработной платы составляет менее суммы начисленной индексации;
  • работодателях, 30 и более процентов работников которых работают на условиях гражданско-правовых договоров;
  • работодателях с численностью 20 и более работников, у которых в течение месяца произошло сокращение на 10 и более процентов работников.

Также стоит отметить, что в пп. 1 п. 11 Порядка контроля предусмотрено, что инспекторы при наличии служебного удостоверения беспрепятственно и без предварительного уведомления вправе при проведении инспекционных посещений по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений при наличии оснований, указанных в п. 5 Порядка контроля, имеют право самостоятельно и в любое время суток проходить в какие-либо производственные, служебные, административные помещения объекта посещения, в которых используется наемный труд. Данные положения являются достаточно спорными и вступают в противоречие с нормами других нормативно-правовых актов, а принимая во внимание санкцию в размере 320 тысяч гривень за допуск уполномоченных лиц к проведению проверки — могут вызвать значительные злоупотребления.

Стоит сказать о важных правах объекта посещения, среди которых:

  • проверять у инспектора труда наличие служебного удостоверения;
  • не допускать к проведению инспекционного посещенияв случае:
    • отсутствия служебного удостоверения;
    • если на официальном веб-сайте Гоструда отсутствуют решения о формах: служебного удостоверения инспектора труда, акта, справки, предписания, требования, перечня вопросов, подлежащих инспектированию. Следовательно, до того момента, пока на сайте Гоструда не появятся указанные документы, инспекторы не имеют права проводить какие-либо проверки;
    • если срок проведения инспекционного посещения превышает сроки, определенные п. 10Порядка контроля;
  • подавать в письменной форме свои пояснения, замечания об устранении нарушений к акту или предписанию;
  • требовать от инспектора труда внесения записи о проведении инспекционного посещения в соответствующий журналпроверок объекта посещения (при его наличии) перед предоставлением акта для подписи руководителем объекта посещения или его уполномоченным представителем.

Учитывая все вышеизложенное, мы можем говорить о том, что новые Порядки содержат большое количество положений, противоречащих действующему законодательству Украины, и требуют доработки. Если изменения в них внесены не будут, то у лиц, намерившихся оспаривать такие проверки, будет достаточно сильная судебная позиция, которая поможет признать соответствующие проверки такими, которые проведены с нарушениями действующего законодательства Украины.

Артем Кузьменко, старший юрист Eterna Law

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.