Постановлением были утверждены сразу два порядка:
Напомним, что после введения штрафов в размере до 320 тысяч гривень за несоблюдение законодательства о труде активно начало развиваться законодательство, которое регулирует проверки, также судебная практика уже имеет достаточно большое количество споров по результатам таких проверок.
Принятие вышеуказанных Порядков вызвало широкий резонанс среди представителей бизнеса и даже государственных органов, поскольку Порядки содержат положения, которые не соответствуют действующему законодательству, в том числе и международным конвенциям. Кроме того, принятие Порядков происходило с нарушением соответствующей законодательной процедуры.
Об этом, в частности, идет речь в письме Государственной регуляторной службы (далее — ГРС) от 25.04.2017 года в адрес КМУ, в котором ГРС обратилась к КМУ с просьбой не допустить рассмотрения и принятия Постановления № 295, а также отказала в согласовании проектов Порядков, предоставив аргументацию, почему вышеуказанные Порядки не соответствуют требованиям действующего законодательства Украины, а также международных конвенций, ратифицированных Верховной Радой Украины.
Несмотря на это, КМУ принял Порядки уже на следующий день, 26 апреля 2017 года, не приняв во внимание существенные нарушения действующего законодательства, о которых заявляла ГРС. Кроме того, как было указано выше, КМУ также нарушил сам порядок принятия постановления. Так, регуляторный акт не может быть принят или одобрен органом исполнительной власти, если уполномоченным органом было принято решение об отказе в согласовании проекта этого акта.
Главной целью появления Порядков, очевидно, являются попытка легализации проведения государственного надзора исполнительными органами местных советов и расширение их полномочий, а также дальнейшее осуществление надзора за таким контролем. Отметим, что Порядки приняты на основании ст. 259 КЗоТ, хотя ГРС в своих письмах считает, что вышеуказанная норма может регулировать принятие Порядка контроля, однако не предусматривает принятие Порядка надзора.
Проанализировав Порядки, можно сделать вывод, что сама процедура осуществления контроля по обоим документам похожа, меняются, по большей мере, лишь объекты контроля и надзора, а также формы применимых в соответствующем случае контрольных мероприятий:
Вместе с тем, основным нормативно-правовым актом, который регулирует вопросы осуществления государственного надзора (контроля), является Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V (далее — Закон «О принципах государственного контроля»). Интересным является тот факт, что данным законом также предусмотрены сроки мероприятий по контролю и надзору, и они различны с теми, что указаны в Порядках, на что также обратила внимание ГРС в своих письмах.
Порядок и процедуру проведения внеплановых контрольных мероприятий определяет Порядок контроля. Согласно последнему, госконтроль за соблюдением законодательства о труде будут осуществлять инспекторы труда:
При этом ГРС настаивает, что исполнительные органы местных советов не имеют таких полномочий согласно законодательству.
Формы проведения контрольных мероприятий инспекторами труда следующие:
Стоит отметить, что инспекционные посещения не предусмотрены Законом «О принципах государственного контроля», а следовательно, являются новеллой КМУ.
Кроме того, пп. 31-33 Порядка контроля предусматривают, что инспектор труда может принять решение о необходимости посещения работодателей (по их заявлению) с целью консультирования и проведения информационно-разъяснительных кампаний. Но очевидно, что консультации — это не форма контроля, и, соответственно, возможны определенные злоупотребления.
Основания для проведения инспекционного посещения предусмотрены ч. 5 Порядка контроля, среди них:
Госстата и его территориальных органов о наличии задолженности по выплате заработной платы;
Государственной фискальной службы и ее территориальных органов о:
Пенсионного фонда Украины и его территориальных органов о:
Также стоит отметить, что в пп. 1 п. 11 Порядка контроля предусмотрено, что инспекторы при наличии служебного удостоверения беспрепятственно и без предварительного уведомления вправе при проведении инспекционных посещений по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений при наличии оснований, указанных в п. 5 Порядка контроля, имеют право самостоятельно и в любое время суток проходить в какие-либо производственные, служебные, административные помещения объекта посещения, в которых используется наемный труд. Данные положения являются достаточно спорными и вступают в противоречие с нормами других нормативно-правовых актов, а принимая во внимание санкцию в размере 320 тысяч гривень за допуск уполномоченных лиц к проведению проверки — могут вызвать значительные злоупотребления.
Стоит сказать о важных правах объекта посещения, среди которых:
Учитывая все вышеизложенное, мы можем говорить о том, что новые Порядки содержат большое количество положений, противоречащих действующему законодательству Украины, и требуют доработки. Если изменения в них внесены не будут, то у лиц, намерившихся оспаривать такие проверки, будет достаточно сильная судебная позиция, которая поможет признать соответствующие проверки такими, которые проведены с нарушениями действующего законодательства Украины.
Артем Кузьменко, старший юрист Eterna Law
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.