К нам неожиданно пришел «единоличник»

08 мая 2018, 10:55 10544
Алекс Лисситса

Проезжая по нашей стране, многие задают вопрос, почему с каждым годом увеличивается количество так называемых «шахматок» на полях Украины. То есть, на поле размером 50-200 га, засеянным пшеницей, возникают «островки» размером 2-4 га с посевами подсолнечника, в большинстве случаев неухоженного, или же «островки» генно-модифицированной сои.

Ранее это обычно объяснялось войной между агрохолдингами и фермерами — не договорились. И поскольку агрохолдинги априори враги, а фермеры — классные, то всегда все беды списывались на продажных чиновников, поддерживающих агрохолдинги, и на коррупцию местных органов власти. Сейчас же, как ни парадоксально, холдинги и фермеры столкнулись с одной и той же проблемой.

Последние пару лет наблюдается тенденция, которую никто пока не выносил на широкое обсуждение. Эта тенденция характерна созданием совершенно нового класса землепользователей, так называемых «единоличников». То есть речь идет о собственниках земельных паев или их наследниках, родственниках, которые решили выйти из договоров аренды и возделывают свои земельные паи сами или в форме неформальных и незарегистрированных обслуживающих кооперативов.

Их средний размер на сегодня составляет от 2 до 40 га, и они размножаются, как грибы после дождя.

Предыстория

Земельная реформа в Украине стартовала без малого 27 лет назад, путем выделения до 100 га земли для создания фермерских хозяйств и распаевывания земель государственной и коллективной собственности.

Создание института фермерских хозяйств по типу европейских на территории бывшего СССР сложно было объяснить какими-то на то время действующими экономическими постулатами, поскольку проверенных расчётов просто не существовало. Потому взяли за основу пункт, что мелкие производители в силу отсутствия транзакционных издержек в теории должны быть более эффективные, нежели крупные.

Всю реорганизацию, связанную с развалом бывших колхозов и совхозов, провели по принципу «ломать — не строить, а там посмотрим». С распаевкой земли произошла в целом непонятная история, которая указывает на поспешность и непродуманность решений тогдашнего руководства страны под влиянием международных организаций. Почему распаевали только между действующими работниками колхозов и реструктурированных совхозов? Почему не подумали о сохранении производства? Почему вместо распаевки не пошли путем земельной реформы в ГДР, где объединили все земли собственности в одно ведомство при Минфине и сдавали их в аренду на 12 лет с последующим правом выкупа?

Вопросов много, а ответ один — «маємо те, що маємо».

В любом случае страна получила около 6 миллионов землевладельцев, которые долго с этого ничего вообще не имели, потом пришли агрохолдинги, и начался «агробум» в 2007 году. Как следствие, выросли цены на аренду земли, появились богатые фермеры-куркули, агросектор стал привлекателен для инвестора.

Факт

Если посмотреть результаты статистических анализов украинских госорганов и профильных ассоциаций (по понятной причине Национальную академию аграрных наук упоминать не стоит, о ней или хорошо, или ничего…), то вы нигде не найдете никакой статистики касательно «единоличников».

Они не платят налоги, они не сдают статистику и они работают исключительно за кэш. Количество сельскохозяйственных земель, обрабатываемых такими микропроизводителями, по расчётам экспертов Украинского клуба аграрного бизнеса составляет около 1 млн га, и эта цифра увеличивается с каждым годом.

Что это значит?

Чем плодороднее земли и лучше климат, там более существенно идет выход собственников паев из договоров аренды с целью самостоятельной обработки земли. Причины появления данного явления понятны: общая бедность в стране и желание заработать больше на прибыли от обработки земли, нежели от платы за аренду.

Таким образом, можно предположить, что если бы у нашей аграрной политики была в начале 90-х годов цель создать когорту микропроизводителей сельхозпродукции, то она скорее всего в той или иной форме будет достигнута в ближайшие годы. Но поскольку такой цели в политике у нас очевидно не было, как и какой-либо другой за последние две декады, то теперь государство немного в растерянности.

Ну и так, между прочим: постановка долгосрочных аграрно-политических целей — не сильная сторона украинского правительства, поэтому в кулуарах обсуждается активно вопрос — «что делать?»

Что делать?

На самом деле, ответов на вопрос немного. Необходимо данные микрохозяйства ввести в легальную площадь путем принятия соответствующих законодательных актов. Их нужно зарегистрировать, и они, как и все другие субъекты хозяйствования, должны сдавать отчетность и платить налоги.

Последствия для села и сектора

1.     Образование на полях так называемой «шахматки» ускорится и увеличится. В рамках одного поля будут усиленными темпами выделяться паи и прокладываться к ним дороги.

2.     Как следствие, это приведет во многих регионах, особенно в Западной Украине, к невозможности использования крупногабаритной техники.

3.     Объёмы возделывания технологически неприхотливых культур с высокой маржей и низкой урожайностью, типа подсолнечника или же генно-модифицированной сои, увеличатся.

4.     На селе может реально, и неожиданно для меня, заработать кооперативное движение, в первую очередь по общему поиску решений для возделывания растениеводческих культур и их сбыта у единоличников.

5.     Скорее всего грядет серьезный конфликт интересов между микропроизводителями с одной стороны и средними и крупными аграриями с другой стороны, в первую очередь касательно вопроса социальных платежей на селе. Здесь очень важна будет роль местных властей. 

6.     И последний, но, наверное, самый важный пункт, что в сельской местности в ближайшие годы грядет реальный бум аутсорсинга по оказанию услуг сельхозтехники в основных технологических операциях сельхозпроизводства. 

Резюме

В силу отсутствия продуманной аграрной стратегии на ближайшие годы наш агросектор развивается путем экстремальных зигзагообразных движений — от колхозов до агрохолдингов, и возвращаясь к столыпинским единоличникам начала XX века.

Этот пост не о том, хорошо это или плохо. Сложно сказать сейчас, к чему это может привести, в силу полного отсутствия в стране независимой научной экспертизы.

Это пока констатация факта, что наша страна, как никогда, нуждается в четкой аграрно-политической стратегии на ближайшие 15-20 лет, иначе мы снова и снова будем констатировать удивительные факты, НЕ ПОНИМАЯ, ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ.

Алекс Лисситса, президент ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса», генеральный директор ИМК

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.