Речь идет о том, что с 2015 года основополагающий в сфере оценки земель Закон Украины «Об оценке земель» (особенно статья 6 этого закона) содержит ряд очень грубых противоречий другим нормативно-правовым актам, что, в свою очередь, создает много теоретических и практических проблем.
Несоответствие № 1.
Согласно абзацу 3 статьи 6 Закона Украины «Об оценке земель», субъектами оценочной деятельности в сфере оценки земель являются юридические лица-субъекты хозяйствования, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, имеющие в своем составе оценщиков по экспертной денежной оценке земельных участков и которые зарегистрированы в Государственном реестре сертифицированных инженеров-землеустроителей. Этот абзац статьи содержит сразу несколько недостатков, а именно:
1.1. Комментируемый абзац статьи должен определять юридических лиц, осуществляющих экспертную денежную оценку земельных участков. Но в Государственном реестре сертифицированных инженеров-землеустроителей (который упоминается в соответствующем абзаце) регистрируются инженеры-землеустроители, которые осуществляют нормативную денежную оценку, а не экспертную. Оценщики по экспертной денежной оценке подлежат внесению в Государственный реестр оценщиков по экспертной денежной оценке земельных участков.
1.2. Оба эти реестра — оценщиков по экспертной и по нормативной денежной оценке ведутся в отношении физических лиц, а потому указание в законе на необходимость регистрации юридических лиц в любом из этих реестров будет ошибочным.
1.3. Статьей 5 Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности» определено, что субъектами оценочной деятельности являются, в том числе юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющие хозяйственную деятельность, в составе которых работает как минимум один оценщик. Поскольку регулирование закона «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности» распространяется на независимую экспертную оценку, будет уместно в статье 6 Закона Украины «Об оценке земель» отобразить требование о наличии в составе юридического лица одного оценщика по экспертной денежной оценке земельных участков.
В связи с выше приведенным, абзац 3 статьи 6 Закона Украины «Об оценке земель» целесообразно будет сформулировать следующим образом: «юридические лица — субъекты хозяйствования независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, имеющие в своем составе оценщика по экспертной денежной оценке земельных участков».
Несоответствие № 2.
Абзац 4 статьи 6 Закона Украины «Об оценке земель» к субъектам оценочной деятельности относит физических лиц, получивших квалификационное свидетельство оценщика по экспертной денежной оценке земельных участков и лицензию на выполнение землеоценочных работ в установленном законом порядке. Однако, согласно Закону Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности», землеоценочная деятельность уже не подлежит лицензированию. Поэтому указание на необходимость получения лицензии должно быть исключено из комментируемого абзаца статьи.
Несоответствие № 3.
В Законе Украины «Об оценке земель» в целом и статье 6, в частности, предусмотрено, что нормативную денежную оценку, бонитировку почв и экономическую оценку земельных участков могут осуществлять исключительно юридические лица. При этом, не учтено, что согласно статье 26 Закона Украины «О землеустройстве», физические лица-предприниматели, которые соответствуют определенным требованиям, также наделены таким правом. Поэтому совершенно логичным представляется изменение статьи 6, статей 16-18 Закона Украины «Об оценке земель» в части предоставления разрешения выполнять такие работы физическим лицам-предпринимателям, которые обладают необходимым техническим и технологическим обеспечением и являются сертифицированными инженерами-землеустроителями, ответственными за качество работ по землеустройству.
Учитывая описанное выше, а также определяющее место положений Закона Украины «Об оценке земель», изменения, предложенные законопроектом № 7226 (зарегистрирован в Верховной Раде Украины 20.10.2017 г. по инициативе народных депутатов Кулинича Олега, Лунченко Валерия и Бринченко Игоря), должны быть поддержаны, приняты и внесены.
Анна Федун, эксперт Офиса поддержки реформ при Министерстве аграрной политики и продовольствия, к.ю.н
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.