Согласен, проблем реально много, и они накапливаются с каждым годом все больше и больше. Волна научно-технологического прогресса, которая накрыла, как цунами, украинский аграрный бизнес, проходит полностью за пределами наших учебных заведений и науки.
Ежегодно устанавливая рекорды по урожайности зерновых и масличных культур и наращивая агроэкспорт, мы постоянно говорим о земельной реформе, фермерстве, финансировании и полностью забыли о человеческом капитале. И это чрезвычайно опасно для дальнейшего развития агросектора Украины.
В далеком 1995 году, будучи студентом 4-го курса Национального аграрного университета, я впервые попал в Берлинский университет им. Гумбольдта, который до объединения Германии находился на территории бывшей ГДР. Мой первый шок от пребывания на факультете сельского хозяйства и садоводства трудно передать словами. Ободранные столы и стулья, почти неотапливаемые и прогнившие аудитории, ремонты в корпусах последний раз делались до войны.
Фасады зданий были пронизаны пулями, а во дворе факультета в один из корпусов, очевидно, попала бомба, и он стоял полуразрушенный с 40-летней березой посередине. На этом контрасте территория и здания аграрного университета города Киева выглядели райским садом. На мои вопросы к немецким коллегам, почему вы ничего не делаете, ответ был всегда один и тот же: у нас нет средств, да и это не столь сейчас важно, нам важно полностью изменить систему образования и наполнить ее современным куррикулумом, приглашая качественную и дорогую профессуру. И им это удалось.
Почему же не удается нам и что нужно изменить?
1. Тотальная забюрократизированность процесса образования.
О феномене новой украинской бюрократии в образовании, которая наложилась сверху толстой пленкой на заплесневелую советскую бюрократию, можно говорить вечно. Назову лишь один из них. Учебные заведения ежеквартально защищают штатное расписание в Минобразования. Количество преподавателей базируется на количестве студентов. Если же учебное заведение выгнало студентов, то им надо сократить соответственно количество преподавателей. В результате имеем абсолютно немотивированных студентов, потому что они неприкасаемы в этой системе, и преподавателей, которые не понимают, как долго они продержатся на работе.
Выход: дать полную автономию учебным заведениям как по наполнению процесса обучения, так и по формированию фонда оплаты труда.
2. Ремонтируем фасады, не думая о наполнении.
Очень часто руководство учебных заведений обращается за помощью. В абсолютном большинстве обращений речь идет о предоставлении помощи на восстановление материально-технической базы. Складывается такое впечатление, что наши преподаватели свято верят, что увидев новый фасад здания, наши дети все передумают ехать в Польшу и останутся учиться в Украине. Так оно не работает.
Выход: нужно сначала изменить учебный процесс и сделать его привлекательным для студентов и бизнеса. Смотрим и учимся вместе с проектом «Агрокебеты» в НУБиП.
3. Разрабатываем патенты, не думая об инновациях.
У нас сотни патентов и изобретений — часто слышу такие слова, которые должны говорить нам о научных успехах аграрного университета. Люди добрые, разработать и зарегистрировать патент и ввести коммерчески успешную инновационную разработку — это совершенно разные вещи. Вместо тысячи патентов лучше сделать один качественный продукт и коммерциализировать его.
Выход: университеты должны создать офисы инноваций, проводить свои хакатоны, сделать проектную группу по работе с клиентами!
4. Радуемся, покупая дорогую технику, не думая, кто завтра будет ею оперировать.
Десять последних лет прибыльного аграрного бизнеса в Украине позволили многим аграриям существенно технически переоснаститься. Сейчас опрыскиватели по 500 тыс. евро за единицу не пугают уже даже мелкого производителя, не говоря о крупных. Современная техника упакована большим количеством инновационных разработок. И тут оказалось, что у нас нет квалифицированных операторов, и не только их. Нет плотников, слесарей, операторов машинного доения и т.п. Выпускники высших учебных заведений не хотят возвращаться в село, да и после вуза непрестижно идти работать трактористом, а профессиональное образование находится в плачевном состоянии.
Выход: просить аграрный бизнес взять бывшие профтехучилища или в долгосрочную аренду (концессию), или за одну гривню продать с четкими инвестиционными условиями и возможностями по подготовке современных кадров за счет бизнеса.
5. Говорим о развитии фермерства, не воспитывая молодежь жить на селе.
Почти все украинские политики любят рассказывать сказки об альпийской корове с шоколадки Milka в украинских степях, и это все нам принесет фермерство. Правда кроется в другом. В Европе фермерство — это стиль жизни, и за поддержку этого стиля жизни налогоплательщики готовы делиться своими доходами. В отличие от Европы у нас фермерство — это бизнес. А бизнес — это всегда риск. У нас много молодых людей, готовых стать фермером с необходимым набором знаний и со всеми рисками? Не думаю.
Выход: вместо разговора о развитии малого и среднего бизнеса и проедания донорских средств нам надо заразить нашу молодежь вирусом предпринимательства еще в учебных заведениях. Тогда и только тогда у нас появятся фермеры нового качества.
Кстати, в Берлине только через 20 лет после объединения отремонтировали корпуса Университета им. Гумбольдта. Перед этим они вошли по многим специальностям в лучшие университеты Европы и увеличили в разы свой бюджет.
Алекс Лисситса, президент ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса», генеральный директор ИМК
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.