INCOTERMS 2020: ожидания и реальность

23 марта 2020, 07:14 2601
Дмитрий Коваль

Уже традиционно новое десятилетие в международной торговле начинается с новой редакции INCOTERMS. Примерно за полгода до выхода новой редакции участники рынка и эксперты начинают давать прогнозы касательно ожидаемых изменений.

Сейчас, когда новые правила INCOTERMS 2020 уже у всех на столах, мы можем ответить на традиционный вопрос: сбылись ли прогнозы экспертов, и что нового в последней редакции INCOTERMS?

Чего многие ждали?

Исключение некоторых терминов

Ожидалось, что такие термины как EXW («Франко завод») и FAS («Свободно вдоль борта судна») будут исключены. Причина в том, что оба термина довольно редко используются в международной торговле. Более того, условия FAS по своей сути схожи с более универсальным базисом FCA («Франко перевозчик»), а EXW больше используется для торговли в пределах одного государства.

CIF и FOB — для перевозок в контейнерах

Дело в том, что версия INCOTERMS 2010 года рекомендовала использовать для контейнерных поставок базисы FCA и CIP вместо привычных всем CIF и FOB. Однако на практике трейдеры продолжали пользоваться CIF и FOB для контейнерных перевозок. Поэтому предполагалось, что в INCOTERMS 2020 позиция разработчиков несколько изменится, и классические базисы CIF и FOB будут снова рекомендованы к использованию для поставки товара контейнерами, как это было в более ранних версиях, предшествующих INCOTERMS 2010.

Введение нового базиса поставки CNI

Ожидалось, что INCOTERMS 2020 введут новый термин — CNI («Стоимость и Страхование»), который стал бы альтернативой FCA и СIF/CFR. В отличие от FCA, CNI возлагал бы на продавца дополнительное обязательство застраховать товар. В то же время, по условиям нового термина продавец бы не фрахтовал судно, в отличие от CIF. Таким образом, продавец исполнял бы свою обязанность, просто разместив застрахованный товар в порту погрузки.

Что мы получили?

Все мы знаем, что прогнозы — вещь неблагодарная. Как оказалось, большинству ожиданий и прогнозов не нашлось места в новых правилах INCOTERMS 2020. В свою очередь, новые INCOTERMS внесли совсем другие изменения, которые также находят отражение в практике, сложившейся за последние 10 лет международной торговли.

FCA и коносамент с отметкой «товар на борту»

Самое значительное изменение коснулось базиса поставки FCA. При использовании данного термина возникала проблема, когда стороны договаривались об оплате с помощью документарного аккредитива.

Поскольку продавец не контролирует погрузку товара на транспорт покупателя в согласованном месте поставки, перевозчик покупателя не обязан выдавать продавцу коносамент, необходимый ему для получения оплаты по аккредитиву.

В особенности это касалось контейнерных перевозок, когда перевозчик принимал от продавца контейнеры с товаром и отказывался выдавать коносамент с отметкой «товар на борту», предоставляя взамен лишь коносамент с отметкой «принято для погрузки», который не принимался банками для целей документарного аккредитива. Соответственно, продавец не мог получить оплату за товар, предоставляя банку такой коносамент.

Теперь INCOTERMS 2020 предусматривает, что стороны вправе договориться о том, что перевозчик покупателя обязан выдать продавцу коносамент с отметкой «товар на борту», даже если товар только принят к погрузке и не находится на транспорте перевозчика.

DAT изменен на DPU

Базис поставки DAT («Поставка на терминале») был изменен на DPU («Поставка с разгрузкой»).

Несмотря на четкое определение терминала в качестве места поставки, на практике DAT использовался не только для поставки товара на терминал, но и в любое другое место (склад, станция и прочее).

Из-за этого возникала путаница со схожим термином — DAP («Поставка в пункте»). Единственное отличие между ними — DAT обязывал продавца разгрузить товар в месте поставки, в отличие от DAP.

Чтобы отобразить сложившуюся практику и при этом ясно разграничить термины, новые правила INCOTERMS, по сути, дополнили название термина обязательством по разгрузке товара — unloading, переименовав DAT в DPU. В остальном условия базиса остались прежними.

Новый уровень страховки для CIP

INCOTERMS 2010 предусматривали минимальный уровень страхования товара для базисов CIF («Стоимость, страхование и фрахт») и CIP («Перевозка и страхование оплачены до»), а именно условия «С» Института Лондонских Страховщиков.

INCOTERMS 2020 подняли уровень страхования для базиса CIP до максимального уровня, условия «A» Института Лондонских Страховщиков, при этом оставив минимальный уровень для базиса CIF.

Изменения обоснованы тем, что базис CIP зачастую используется для поставки готовой продукции, которая имеет высокую цену и соответственно требует большего покрытия рисков, в то время как CIF чаще используется для поставки менее дорогих, сырьевых товаров, максимальное страхование которых существенно увеличило бы их стоимость и было бы экономически невыгодным для трейдеров.

Новые обязательства касательно безопасности перевозки и расходов

INCOTERMS 2020 расширили обязательства сторон по соблюдению безопасности при поставке товара. Теперь каждый термин устанавливает ряд обязанностей относительно безопасности при исполнении контракта.

Согласно новым правилам, компании обязаны соблюдать меры безопасности не только при исполнении своей части поставки, но и полностью содействовать своим контрагентам, предоставляя всю необходимую им информацию.

Расширение обязательств в сфере безопасности — прямой ответ на такие угрозы международного характера, как терроризм и контрабанда.

Выводы

Новые правила INCOTERMS 2020 не оправдали надежд многих юристов, ожидающих революционных изменений. Однако стоило ли ожидать таких кардинальных перемен в правилах, которые формировались рынком на протяжении многих десятилетий?

В то же время изменения INCOTERMS 2020 в достаточной мере отображают потребности рынка и продиктованы актуальными проблемами международной торговли. INCOTERMS продолжают оставаться эффективным инструментом, который способствует сохранению стабильности и гармоничному развитию международной торговли.

Дмитрий Коваль, старший юрист AVELLUM

Юрий Беденко, юрист AVELLUM

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.