Такое мнение высказал директор «Люстдорф» Александр Самохвалов.
Он считает, что главная проблема отрасли — очень высокая цена сырого молока. У нас сырое молоко одно из самых дорогих в мире.
«Другая проблема — качество поступающего молока. Говорить о качестве с некоторыми поставщиками очень тяжело. Если предприятие выдвигает требования по качеству, позиция производителя молока такая: не нравится — не бери, есть другие, которые это молоко заберут. И в условиях дефицита это действительно так.
В свою очередь, высокая цена и не всегда подходящее качество молока приводят к тому, что мы не можем конкурировать с импортными молокопродуктами», — объясняет Самохвалов.
Он привел пример Польши, откуда в Украину поступает основной объем молочного импорта.
«В Польше молоко-сырье на 20-30% дешевле, чем у нас. Кроме того, у них есть госпрограммы поддержки как молочных фермеров, так и переработчиков. Например, до 2019 года там работала такая схема: если кто-то построил молокозавод или новую технологическую линию, запустил ее и отчитался по затратам, государство ему тут же возвращало 50% этих затрат. Это была помощь Евросоюза. При строительстве ферм компенсировали до 70%. Потом подобные компенсации прекратились, но они остались в каком-то другом виде, например, как дотация молодым фермерам.
Таких схем помощи очень много. Поэтому нам с ними конкурировать тяжело», — уточняет производитель.
При этом в Украине, по его словам, никто не хочет заниматься молоком.
«Есть большие агрохолдинги, имеющие сотни тысяч гектаров земли, но на этой земле им выгоднее просто что-то посеять, причем посеять то, что истощает землю — рапс, кукурузу, подсолнечник. Во всем мире животноводством заниматься считается выгоднее, чем растениеводством. Если есть гектар земли, на нем можно что-то вырастить, собрать и продать. Но можно на нем вырастить корм для коровы, получить молоко, продать молоко, мясо — и это всегда выгоднее. Но ферма — это ежедневный труд, должна быть инфраструктура. Коров нужно кормить, лечить, ухаживать. Должны быть люди для этого, а значит должны быть детский садик, школа, поликлиника. Никто не хочет этим заниматься», — уточняет Самохвалов.
Он добавил, что та же Польша еще в 2019 году экспортировала 3 млн т молокопродуктов. И сейчас у них стоит задача наращивать экспорт.
«И наращивать они его будут «в нашу сторону». Они могут поставлять молоко и молокопродукты и в ЕС, например, в Германию, но на полке, когда немец видит немецкие продукты и польские, он выберет свои. То есть польский экспорт и экспорт других наших соседей, у которых дела в молочной отрасли обстоят благополучнее, чем у нас, нацелен на нас, на Россию, Казахстан.
Мне кажется, что для того, чтобы покончить с дефицитом молока, чтобы животноводство развивалось, должна быть какая-то государственная программа, которая стимулировала бы это развитие. Должны быть определенные льготы, помощь, предприняты меры государственного уровня для поддержки развития животноводства. Одним словом, государство должно создать условия для того, чтобы держать коров было выгодно», — подытожил Александр Самохвалов.
AgroPortal.ua по материалам «Инфагро»