ГМО в Украине: быть или не быть

09 ноября 2016, 10:00 6086
Марина Кривошей

Не секрет, что Украина занимает ведущие позиции в мире как производитель и экспортер зерновых. Итак, тема соблюдения этики и мер безопасности при обращении с ГМО является крайне важной для нашего государства.

Дискуссия о пользе применения ГМ-продуктов для человечества продолжается. Впрочем, отношение к этому вопросу смело можно отнести к нравственному ряду.

В переводе с греческого слово «биоэтика» означает «этика жизни», или «жизненная этика». Сегодня биоэтика — более чем просто раздел философии.

Впервые в мире о биоэтике услышали в г. Нюрнберге в 1946 г. Это было связано с медицинскими исследованиями на людях, которые проводились немцами в годы Второй мировой войны. На Нюрнбергском процессе было предъявлено обвинение 23 немецким ученым-медикам. В их числе — личный врач Гитлера и глава Комиссариата здравоохранения и санитарии Д. Брандт, личный врач Гиммлера, президент немецкого Красного Креста К. Гебхард и др. Согласно решению трибунала, семь немецких медиков были приговорены к высшей мере наказания.

Именно тогда в Нюрнберге был создан первый Международный документ по биоэтике, так называемый Нюрнбергский кодекс, который регламентировал проведение научных исследований и экспериментов на людях.

Главная идея биоэтики — общечеловеческие ценности не должны рассматриваться отдельно от биологических фактов, таких как здоровая пища, свежий воздух, чистая вода, дикие уголки природы, чистые леса, реки и почва, которые являются не только экологическими ресурсами, но и главным условием выживания человечества.

Со вступлением Украины в ВТО она взяла на себя определенные обязательства применять технические регламенты и стандарты национальной безопасности для защиты жизни и здоровья человека, охраны окружающей природной среды.

В соответствии с Соглашением об ассоциации мы должны гармонизировать свое законодательство с европейским.

После 2007 года важнейшим событием стало предложение Еврокомиссии в 2010 году позволить странам-членам блокировать импорт модифицированной продукции, даже если ее ввоз был разрешен на уровне ЕС.

Это решение было заблокировано в течение пяти лет из-за конфликта между сторонниками и противниками ГМО внутри Евросоюза.

В январе 2015 года решение было принято: 480 депутатов проголосовали за, 180 — против, 59 воздержались.

Решение Европарламента позволяет запретить ввоз ГМО-продуктов на основании их вреда здоровью или окружающей среде, нежелательного социально-экономического влияния, риска попадания ГМ-веществ в другие продукты и по иным причинам. Инновация вызвала недовольство как сторонников ГМ-продукции (ликвидация единых правил для всех стран еще больше усложнит выращивание модифицированной продукции), так и ее противников (Еврокомиссия оставила за собой право принимать решение относительно импорта модифицированных продуктов).

Знакомая украинцам картина: европейские противники введения режима свободной торговли с США акцентируют внимание именно на угрозе легализации «ГМО-импорта».

Еще немного истории. Спор между США и ЕС по поводу запрета импорта ГМ-продуктов начался в мае 2003 года, когда Вашингтон выступил с инициативой провести консультации с ЕС в рамках ВТО по де-факто существующему мораторию на импорт биотехнологических продуктов в страны Евросоюза.

С точки зрения США, Евросоюз неофициально ввел мораторий на допуск биотехнологических продуктов, поскольку начиная с октября 1998 года заявки на утверждение модифицированных продуктов были «отклонены с помощью действия/бездействия группы из пяти государств-членов ЕС и/или Европейской комиссии». Более того, уже утвержденные продукты не допускались на рынки отдельных стран Евросоюза.

Этот торговый барьер ежегодно приносил $300 млн убытков американским аграриям.

В основе этого конфликта лежат различные подходы к оценке риска, принятые в США и ЕС. Согласно правилам ЕС, ответственным за предоставление доказательств безопасности продукта является производитель; производители должны предоставлять любую информацию, которую требуют потребители. С другой стороны, регулятивная система США считает продукт безопасным, пока не предоставлено научных доказательств его вредности, к каждому продукту относятся одинаково, поэтому маркировка ГМ-продуктов является недопустимой. 

Таким образом, этот конфликт касается не только убытков американских фермеров: победа одной из сторон создала бы прецедент, который бы определил направление развития правил международной торговли.

В декабре 2006 года представители Евросоюза объявили о готовности ЕС реализовать замечания отчета рабочей группы. В январе 2008 года США и ЕС сделали заявление о достигнутой договоренности.

В Украине выращивание и оборот генетически модифицированных продуктов регулируются законом Украины «О государственной системе биобезопасности при создании, испытании, транспортировке и использовании генетически модифицированных организмов». Согласно ему, коммерческое производство ГМО и продуктов с содержанием ГМО запрещено без государственной регистрации. Регистрация включает генетический анализ, оценку влияния на окружающую среду и другие мероприятия.

Процедура регистрации является одновременно долгой и дорогой, и еще в прошлом году ни один из видов ГМО не был официально зарегистрирован. Тем не менее, это не удерживает фермеров от закупки и выращивания модифицированных семян. По мнению экспертов, до 70% сои, выращенной в Украине, является генетически модифицированной.

В лаборатории молекулярно-генетических исследований Украинского научно-исследовательского центра проблем стандартизации, сертификации и качества защиты прав потребителей отмечают, что ГМО содержит около 30% украинских пищевых продуктов. Это прежде всего продукты, в которых в качестве добавки присутствует соя, в частности, сосиски, выпечка и шоколадные изделия.

Для того чтобы урегулировать ситуацию, которая сложилась, был предложен ряд законопроектов, позволяющих упрощенную регистрацию модифицированных организмов, уже одобренных для импорта в ЕС.

Украинская практика регистрации ГМО особая и привязана к регистрации ГМ-сортов. Пройти эту процедуру сейчас, по мнению экспертов, нереально. По этой причине в Украине почти отсутствует практика такой регистрации, а также не регистрируются права интеллектуальной собственности на современные сорта ГМ-продукции.

Это также неполезно для национальной экономики. Сегодня многие аграрии не верят, что регистрация и легализация ГМО возможна в ближайшее время.

Обсуждая данную проблему, важно обратить внимание на низкий уровень осведомленности населения в этом вопросе. Людей запугивают, и они бездумно осуждают все, что связано с ГМО, ведь если бы все ГМ-продукты были вредными, мы бы имели хотя бы несколько статей в Уголовном кодексе за их изготовление и распространение.

К сожалению, это не единственный вопрос, решение которого тормозится в нашей стране в результате манипулирования сознанием рядовых граждан. Так произошло, например, и с продлением действия моратория на отчуждение земель товарного сельхозназначения.

Итак, надеюсь, что информирование в СМИ относительно вопроса целесообразности или вредного влияния применения ГМ-продуктов, необходимости не запрета, а регистрации и контроля производства и оборота таких товаров ускорит решение этой проблемы.

Марина Кривошей, управляющий партнер FORCE AND RIGHT LEGALL GROUP

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.