Экспортный потенциал: как украинскому мясу и молоку выйти на рынок Кореи?

28 сентября 2016, 07:00 5537
Ирина Паламар

Сегодня, с потерей традиционных рынков экспорта украинской продукции животноводства, перед отечественными товаропроизводителями появился новый вызов — поиск рынков сбыта. Расширение экспортных возможностей нужно нам для того, чтобы отрасль не только смогла держаться на плаву, но и активно развиваться и раскрывать свой потенциал.

В этом контексте наиболее перспективными на сегодняшний день являются некоторые развитые страны африканского региона, а также Ближний и Дальний Восток.

Так, одной из привлекательных стран, уже начинающих интересоваться украинской продукцией, является Южная Корея. На сегодня это одна из самых плотно населенных стран мира. Представьте, при общем количестве более 51 млн человек плотность населения составляет более 490 человек на кв. км. И население постоянно растет. При этом площадь Южной Кореи — 99,6 тыс. кв. км. Для сравнения, в Украине, которая имеет площадь 603,8 тыс. кв. км, на 1 кв. км приходится 75 человек. То есть плотность населения в Южной Корее в 6,5 раз больше, чем в Украине. Из-за такой большой плотности населения и ограниченной площади земель перспективы развития сельского хозяйства крайне ограничены.

Но не следует забывать, что валовой внутренний продукт на душу населения в Южной Корее составляет почти $26 тыс. — то есть, как видим, покупательная способность людей достаточно высока.

Все эти и некоторые другие факторы делают Корею достаточно привлекательной для налаживания экспорта мяса (прежде всего, свинины) и молочной продукции (пастеризованное молоко, сыр, масло и прочее).

Хорошей новостью является и тот факт, что власть и бизнес Южной Кореи положительно рассматривают Украину как экспортера мясомолочной продукции и выражают значительную заинтересованность в сотрудничестве.

Первые шаги к налаживанию взаимовыгодного сотрудничества уже сделаны корейской стороной совместно с Ассоциацией животноводов Украины (АЖУ). В сентябре мы провели рабочую встречу с корейской делегацией, в составе которой были консул посольства Республики Корея — господин Шин Кю Хо, руководитель Департамента продовольствия и маркетинговых исследований Корейского аграрного экономического института — господин Хуг Дук, руководитель европейского филиала компании Eurofarm (Сеул, Корея) господин Янг Юн Юнгом и исследователь Агропродовольственного центра компании Eurofarm господин Сео Ганчеол.

Наша ассоциация организовала для корейской делегации визиты на две украинские фермы по выращиванию КРС и свиней, чтобы ознакомить гостей с технологиями производства отечественной мясомолочной продукции. В ходе посещения ферм корейцы отметили высокое качество и органичность украинской продукции: их привлекло отсутствие ГМО, чистота окружающей среды и экологичность выращивания животных.

Таким образом, по итогам визита мы провели переговоры, в ходе которых корейская сторона выразила заинтересованность в импорте украинской продукции животноводства. Но был обсужден и ряд препятствий, которые пока стоят на пути к экспорту украинской продукции. Во-первых, украинским компаниям, которые хотят выходить на корейский молочный и мясной рынки, необходимо наладить логистические процессы и обеспечить качественное охлаждение молока при его транспортировке на перерабатывающие предприятия. На сегодня в Украине только несколько заводов имеют такую установку как Ultra High Temperature — оборудование для перевозки молока, способное обеспечить сохранение его качества и всех питательных веществ в первоначальном виде. Благодаря такой технологии продукт получается более органичным и экологически чистым. Но корейская сторона готова помочь нам с внедрением таких технологий, инвестируя в оборудование.

Что касается свинины, то специалисты из Южной Кореи отметили достаточно высокие показатели приростов на наших свинохозяйствах, а также хорошее качество продукта. Единственное, чего еще не хватает нашим предприятиям — на фермах не установлено специальное программное обеспечение, в которое заносится вся информация о происхождении мяса: где, когда, как выращивался животное, чем оно питалось и тому подобное. Благодаря этому можно проследить происхождение продукта и сделать вывод о его качестве. Наличие такой программы — одно из необходимых условий для экспорта украинской свинины в Южную Корею. Но это лишь вопрос времени, который может быть легко решен.

Итак, перспективы на корейском рынке у отечественных товаропроизводителей. И они оцениваются высоко. Дело за малым — наладить технологические процессы и продолжать поддерживать высокое качество продукции.

Ирина Паламар, глава Ассоциации животноводов Украины 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.