Об этом сообщила национальный менеджер проекта Международного торгового центра (International Trade Centre) Марина Сидоренко.
По ее словам, в Украине создана дорожная карта развития ягодоводства, рассчитанная на 2019–2024 гг. Проект по ее созданию стартовал в сентябре 2017 года одновременно в шести странах с бюджетом в 6 млн евро. Цель проекта — помощь в выходе на международные рынки малому и среднему бизнесу, в частности, приоритетным направлением является ягодный сектор.
«Поскольку нашим донором является ЕС, нам пришлось отстаивать стремительное развитие ягодного сектора, ведь фактически ЕС финансирует прямых конкурентов. Когда мы выбирали направление, у нас были определенные критерии, самый первый — это стратегическая заинтересованность государства в развитии поддержки данного сектора, наличие предприятий, которые имеют потенциал выхода на международные рынки. Очень важным моментом были временные рамки, нужно было уложиться в 2,5 года. Также важно было отсутствие уже существующей технической помощи в Украине, потому что дублирование проектов не приветствуется донорами», — рассказывает Марина Сидоренко.
По ее словам, выбор был остановлен на ягодном секторе, а именно — свежая ягода, переработка и органическая ягода. Было проведено исследование предприятий, которые легли в основу, исследование цепочек добавленной стоимости, на базе которых разрабатывалась дорожная карта.
«В рамках проекта посещали международные выставки — SIA в Париже, Biofach в Нюрнберге. После таких поездок и посещений европейских ягодных ферм, учебного визита в Чили, некоторые украинские предприятия по производству ягод полностью меняли свою стратегию», — отмечает Марина Сидоренко.
Также она отметила, что дорожная карта развития ягодоводства составлена на основании проведенного исследования цепочки добавленной стоимости. Для того чтобы полностью охватить вопросы, которые заложены в это исследование, были выбраны направления.
«Первое направление — оценка цепочки добавленной стоимости: была проведена оценка сектора, его потенциала.
Второе направление — это требование рынка. Эта оценка позволяет экспортерам ягоды глубоко понимать требование рынка в ЕС. Конкурентоспособность и один из главных вопросов — требование выхода на международные рынки.
Третьим направлением был анализ конкуренции. В мае прошлого года мы запустили обследование 48 предприятий, для того чтобы определить основных игроков, производителей свежей ягоды.
И четвертое направление — это непосредственно разработка дорожной карты, в которой заложены проблемы, рекомендации», — уточняет Марина Сидоренко.
По ее словам, цель создания дорожной карты состоит из нескольких стратегических целей — это укрепление поставок ягодной продукции из Украины (безопасность продукции, включая сертификацию, улучшение качества, требование рынка ЕС), укрепление институций в Украине (запланировано создание Центра инноваций технологических исследований, программа обучения для специалистов — агрономов, технологов) и стратегический подход правительства к поддержке развития отрасли (речь идет о создании ягодного бренда и его популяризации).
Людмила Лебедь, AgroPortal.ua