Очевидно, что фермерам необходимы долгосрочные «земельные» кредиты — на 5 и более лет под низкий процент. Однако сегодня ни один украинский банк таких дешевых и «длинных» денег не имеет. Что делать?
Мировой опыт
У фермеров в ЕС или США нет проблем взять кредит в банке под залог своей земли. Пашня является высоколиквидным залогом. Так они получают средства на длительный срок под очень низкий процент. Украинские фермеры могли бы оказаться даже в более выгодных условиях, ведь большая часть земель в Украине — это черноземы, которые признаны лучшими в мире. Их стоимость будет постоянно расти, а, значит, банки будут охотно брать землю в качестве залога.
В США действуют около двух десятков ипотечных банков. В Европе их более 40. В Украине нет ни одного подобного учреждения.
С чего начать?
Украина должна создать ипотечное учреждение второго уровня, которое под залог земли будет привлекать дешевые финансовые ресурсы за пределами Украины. Получив средства, данное финучреждение через обычный коммерческий банк может предлагать их фермерам, которые, в свою очередь, возьмут их под залог земли, которую будут покупать. Это не новшество. Такие учреждения действуют во многих странах мира. Мы можем создать такой банк, и фермеры получат доступ к финансовым ресурсам для выкупа земли под 2,5-3% годовых. Подчеркиваю — под 3% максимум.
Важно понимать — финансовое учреждение второго уровня не работает с фермерами напрямую. Но оно работает с коммерческими банками (учреждениями первого уровня), где сельхозпроизводители непосредственно могут получить ссуду для покупки земли.
Создание такой структуры — это государственное решение, и «наполнить» ее необходимыми средствами тоже должно государство. Где Украина может взять деньги? Мы знаем, что государство имеет более 10 млн га сельхозземли в собственности. Для первого этапа обеспечения деятельности ипотечного банка второго уровня можно передать в залог около 5 млн га госземель. При этом Украина должна сотрудничать не с одним, а сразу с несколькими крупными международными финансовыми институтами, которые предоставят средства украинскому ипотечному банку.
Поскольку речь идет о больших массивах земли, то и условия, на которых Украина получит финансовые ресурсы, могут быть максимально выгодными — думаю, 1% годовых.
Три важных условия
1. Срок залога государственной земли должен составлять не более 10 лет. После этого периода земля может быть приватизирована — ее получит тот, кто заплатит по результатам аукциона наивысшую цену. Сейчас большое количество государственной земли закреплено за государственными сельскохозяйственными предприятиями, которые необходимо приватизировать — это молочно-товарные фермы, предприятия по выращиванию с/х культур и т. д. Покупая такой объект, новый владелец должен иметь гарантии, что в течение 10 лет земля будет у него в аренде. И именно он будет иметь преимущество при выкупе данной земли в собственность после того, как она выйдет из-под залога.
Еще раз — государство не несет никаких рисков. С другой стороны, такой инструмент открывает огромные перспективы для фермеров, которые получат доступ к дешевым кредитным ресурсам. Они смогут спокойно работать 5-10 лет, платя очень низкий процент, чего будет вполне достаточно, чтобы возместить стоимость приобретенной земли.
2. Ипотечный банк второго уровня не является коммерческим. Он не может напрямую давать кредит фермеру для выкупа земли. Он только может предоставлять финансовые ресурсы коммерческому банку первого уровня, который непосредственно обслуживает фермера. Почему это важно? Потому что банк знает все о каждом своем клиенте. И здесь должны бояться те «фермеры», которые не платят налоги, которые нелегально обрабатывают землю или иным образом нарушают закон. Таким клиентам будет достаточно тяжело убеждать коммерческие банки в своей надежности и порядочности.
«Теневики» не должны получать дешевые кредиты на покупку сельхозземли по такой системе. В то же время банки будут охотно работать с теми фермерами, которые обрабатывают землю на законных основаниях, платят налоги и возвращают кредиты, полученные ранее.
3. Важно знать, что речь идет не только о сельхозземле в качестве залога под наполнение активов ипотечного банка. Для привлечения средств могут быть использованы крупные государственные инфраструктурные объекты, например, государственные порты, газо- и нефтепроводы, другое ликвидное имущество, которое рано или поздно будет приватизировано. Но пока приватизации не произошло, такие объекты могут быть использованы в качестве залога — это даст возможность получить большие финансовые ресурсы и таким образом стимулировать развитие реального сектора экономики в целом, а не только ее аграрную отрасль, увеличивать ВВП нашего государства, создавать рабочие места и повышать жизненный уровень украинцев.
Леонид Козаченко, народный депутат Украины, президент Украинской аграрной конфедерации
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.