Что отличает системный бизнес от несистемного?

12 июня 2020, 06:18 3608
Юлия Андрющенко (Каменева)

Отличие заключается в наличии стратегии. Стратегия позволяет посмотреть на перспективу ближайшую — ретроспектива 1 года, среднюю — 3-5 лет и долгосрочную — 10 лет и более. Стратегия позволяет увидеть, как предпринятое сегодня действие отразится на будущем.

Сразу хочу обозначить, что стратегии интегрировались в бизнес из Восточнокитайской военной практики. Не думайте, что это изобретение американского менеджмента и маркетинга, хотя как раз они и причесали стратегии под бизнес.

За мой более чем 12-летний опыт работы в маркетинге я видела разные варианты развития компаний и системности бизнеса. Быстрее, более качественно и более фундаментально получалось у системного бизнеса: выше капитализация, больше доля рынка как в денежном, так и в единичном измерении, % лояльных клиентов зашкаливает, а % отказа минимален. С моей точки зрения, главный стратегический хаб в компании — это маркетинг. Поэтому предпочитаю работать с marketing-driven компаниями, а если они другие — всячески стараюсь менять это положение вещей.

Аргументы в пользу стратегии:

  • бизнес не живет одним днем, он не волатилен и не поддается всеобщей волатильности рынка. Здесь будет уместна метафора со штормом в океане: идет волна, и все начинают быстро бежать, спасаются или наоборот стараются оседлать волну; если есть стратегия, она помогает видеть перед собой глобальную далекую цель с пониманием того, что штормов впереди будет много — не нужно под каждый менять намеченный план действий;
  • действия конкурентов, конечно же, нужно отслеживать и проводить регулярный бенчмарк-анализ, но при существовании стратегии компания не пытается сразу копировать и наносить ответный удар — она движется к намеченной цели, строго отслеживая результаты своих действий;
  • существует аналитика и рефлексия, если позволите: действия и шаги, согласно плану, должны привести к результату, и за этим результатом следят. Если нужно, что-то корректируют, но точечно, не меняя основной стратегии. Померили, оценили, сделали выводы, двинулись далее;
  • бизнес не разрывается на части от количества партнеров, контрагентов, поставщиков, которые хотят сотрудничать с данным бизнесом. При стратегии есть четкое видение — вписываются все потенциальные партнеры в план действий и большую цель или нет.

Стратегия — это чертовски сложно, потому что нужна жесткая дисциплина и огромная ответственность, но она приводит к грандиозным результатам, масштабированию бизнеса и переходу на следующий уровень. На одном из этапов своего профессионального развития я поняла, что настаиваю на стратегическом видении в рамках бизнеса, в котором работаю, и хочу масштабировать свои идеи и сделать бизнес-среду еще более профессиональной.

Юлия Каменева, директор по маркетингу Группы компаний LNZ Group, тренер Образовательной платформы PROFI-Space

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.