Четыре барьера на пути «открытия» рек для полномасштабных грузоперевозок

09 октября 2015, 15:30 2150
Андрей Пивоварский

Весь потенциал речной логистики Украины базируется на инфраструктуре Советского Cоюза. Речные грузоперевозки того времени составляли порядка 60 млн т в год, в 2014 — около 5 млн т.

В планах Министерства инфраструктуры Украины — упростить речное движение судов и популяризировать реки как вид транспорта для грузоперевозок. Таким образом, мы хотим разгрузить автодороги. Для этого нужно решить комплекс проблем:

1) отсутствие законодательной базы (не принят закон о «Внутреннем водном транспорте»);
2) высокая плата за шлюзование и разведение мостов;
3) необходимость в проведении дноуглубительных работ для расширения судоходства;
4) изношенная речная инфраструктура.

В Мининфраструктуры разработали законопроект о «Внутреннем водном транспорте». Он находится на рассмотрении в Верховной Раде. Принятие этого закона парламентом позволит удешевить логистику по внутренним водным путям, упростить разрешительные процедуры, привлечь флот под иностранным флагом. Все это в совокупности позволит увеличить грузооборот по рекам Украины.

Мы вносим изменения и в другую отраслевую нормативку, не дожидаясь принятия Закона. В сентябре вступил в силу приказ № 281, который освобождает от канального сбора суда осадкой до 4 метров при прохождении Бугско-Днепровско-Лиманского и Херсонского каналов.

Планируется упростить процедуры осмотра суден на внутренних водных путях. Еще нужно пересмотреть существующий порядок лоцманской проводки, отменить ряд сборов для перевозок по внутренним водам: плату за шлюзование и развод ферм мостов, портовые сборы в морских портах для речного флота. Вместо этого рассматриваем возможность введения целевого речного сбора, размер которого будет меньше совокупного объема портовых сборов, которые сейчас платят суда. Задумка такова: речной сбор будет покрывать затраты на дноуглубительные работы.

Что касается дноуглубительных работ на Днепре, сейчас проводится согласование документации. На данном этапе «Укрводпуть» получил положительное заключение государственной экологической экспертизы по материалам оценки воздействия на окружающую среду «Дноуглубительные работы на лимитирующих перекатах Днепровского и Днепродзержинского водохранилищ». Следующим действием предусмотрено получение заключения комплексной государственной экспертизы сметной документации.

Надо признать, для выполнения всего комплекса необходимых работ по «открытию» рек недостаточно бюджетного финансирования. Не хватает средств для капитального ремонта шлюзового хозяйства и проведения полномасштабных дноуглубительных работ. Но это не означает, что работа не ведется. К примеру, для ремонта шлюзов мы привлекаем средства из программы секторальной бюджетной поддержки. Речь идет о сумме 150 млн грн.

Андрей Пивоварский, министр инфраструктуры Украины

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.