Brexit на носу. К чему должна быть готова Украина

23 декабря 2019, 09:00 2691

Новое Соглашение о ЗСТ между Украиной и Великобританией (после Brexit*) скорее всего будет выстроено на основе условий уже действующей Углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли между Украиной и Европейским союзом (Deep and Comprehensive Free Trade Area (DCFTA)).

Об этом заявила общественный деятель, и.о. министра аграрной политики и продовольствия Украины в 2019 г. Ольга Трофимцева, комментируя решение депутатов Палаты общин Великобритании поддержать план премьер-министра страны Бориса Джонсона о том, что Соединенное Королевство выйдет из Европейского союза 31 января.

«Всю ранее утвержденную текстовую часть соглашения с минимальными правками и изменениями перенесут в новый договор. Что же касается тарифной части, то не произойдет много нового. Следует помнить, что у власти Соединенного Королевства консерваторы, поэтому не стоит ждать полной торговой либерализации, а скорее всего аграрная торговля между странами будет лимитирована тарифными квотами и импортными тарифами», — прогнозирует Ольга Трофимцева.

В частности, общественный деятель напомнила, что Украина находится в списке приоритетных стран, с которыми в первую очередь будут подписаны новые торговые соглашения после выхода Британии из ЕС. Об этом шла речь во время Украинской недели в Лондоне, которая состоялась в октябре прошлого года с помощью Британо-Украинской Торговой Палаты. Именно тогдашний министр международной торговли Великобритании (с 13 июля 2016 г. по 24 июля 2019 г.) Лиам Фокс на встрече с первым вице-премьер-министром — министром экономического развития и торговли Украины (с 14 апреля 2016 г. по 29 августа 2019 г.) Степаном Кубивым подтвердил эти намерения.

«С 2018 г. между Украиной и Англией проходят неформальные консультации по подписанию нового соглашения. Не стоит забывать, что после Brexit Великобритании необходимо будет переподписать торговые соглашения с ВТО и всеми ее участниками, странами ЕС, G20, странами Содружества наций, в которое входят Великобритания и почти все ее бывшие доминионы, колонии и протектораты, в целом насчитывая 53 страны», — констатирует Ольга Трофимцева.

По ее прогнозам, после выхода Британии из ЕС объемы тарифных квот, прописанные по условиям DCFTA, для украинских предпринимателей, экспортирующих в ЕС, останутся без изменений.

«Также мы получим дополнительные возможности при выходе украинских товаров на рынок Великобритании. В сложившихся реалиях уровень этих возможностей будет зависеть в том числе и от умения представителей нашего профильного министерства убеждать своих британских визави в необходимости расширять и укреплять торговое сотрудничество между странами», — считает Ольга Трофимцева.

В целом, ссылаясь на Eurostat, общественный деятель отмечает, что по результатам 2018 г. Украина и Великобритания наторговали в сфере АПК на общую сумму в $299,6 млн. При этом только за 9 месяцев 2019 г. этот же показатель составил $277,3 млн. Экспорт из Украины в Великобританию в 2018 г. составил $215,9 млн, импорт в Украину из Великобритании — $83,7 млн. При этом за 9 месяцев 2019 г. экспорт из Украины в Великобританию составил $210,7 млн, а импорт в Украину — $66,6 млн.

За 9 месяцев 2019 г. основными товарами при экспорте из Украины в Великобританию стали: кукуруза — $94,3 млн, масло подсолнечное — $57,8 млн, шрот подсолнечный — $16,1 млн, рапс — $13,3 млн, пшеница — $5,6 млн. Суммарно эти товары формируют 89% поставок аграрной продукции из Украины в Великобританию.

В то же время ТОП-5 самых крупных товарных позиций, которые Украина ввозила из Великобритании, выглядит следующим образом: алкогольные напитки (в первую очередь виски) — $23,8 млн, замороженная рыба — $14,9 млн, табак — $6,7 млн, экстракты и концентраты кофе, чая (в том числе растворимый кофе) — $4,9 млн, другие пищевые продукты (белковые концентраты, сиропы, плавленые сыры, другое) — $3,5 млн. ТОП-5 формирует 81% в структуре поставок аграрной продукции из Великобритании в Украину.

«К сожалению, эти данные не являются точными. Никто с полной уверенностью не может сказать, каков реальный объем торговли между Украиной и Великобританией, ведь между странами также действует DCFTA, поэтому продукция, которая едет в ЕС, имея одну страну назначения, в конечном итоге может попасть на полки британских магазинов», — добавляет Ольга Трофимцева.

По ее убеждению, дальнейшая эволюция отношений с Великобританией должна обеспечить дальнейшее развитие двусторонней торговли и более глубокую экономическую интеграцию, как и в случае с ЕС.

«Украинские компании должны получить такие же права и обязанности, как и европейские компании на европейском рынке. Сейчас с обязанностями понятно, а вот с правами и соответствующей защитой прав — здесь Украина, как государство, должна бы еще приложить усилия», — резюмировала общественный деятель, и.о. министра аграрной политики и продовольствия Украины в 2019 г. Ольга Трофимцева.


Для справки: *Жители Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии 12 декабря 2019 г. во время досрочных выборов большинством голосов поддержали Консервативную Партию, дав четкий ответ: Brexit — быть. По предварительной информации из ЕК, это будет soft Brexit, с подписанием до конца января всех необходимых документов.

20 декабря 2019 г. Палата общин Великобритании приняла во втором чтении законопроект, который подтверждает соглашение о выходе страны из ЕС. За это решение проголосовали 358 депутатов, 234 выступили против. Это означает, что 31 января, через более чем три года после референдума, Великобритания покинет ЕС по условиям так называемого «упорядоченного» Brexit. После 31 января между Британией и Евросоюзом начнутся переговоры о будущих торговых отношениях.