Биоэтанольные страдания, или вечно замыкающие

05 марта 2019, 07:07 2874

Украина вновь осталась в стороне от мировых трендов. Еще в конце 2017 года в Верховной Раде был зарегистрирован проект Закона №7348, которым предусматривалось, что с 1 января 2019 года суммарная вместимость биокомпонентов для бензинов должна составлять 3,4%, а с 1 июля 2020 года — не менее 4,8%. За нарушение установленных норм предусматривались штрафы. Но увы, закон где-то затерялся, и когда Украина станет полноценным участником мирового рынка жидких биотоплив — неизвестно.

У биоэтанола первого поколения нелегкая европейская судьба. В 2015 году Европейский Союз после долгих дебатов принял решение об установлении семипроцентного барьера (ранее норма была 10%) для биотоплива на основе пищевых сельскохозяйственных культур. Предшествующие принятию решения споры и само решение привели к падению роста объемов производства топливного биоэтанола, сокращению инвестиций в отрасль и почти к 30%-му снижению цен. 7%-я квота была установлена до 2020 года.

Кроме того, в ноябре 2016 года исполнительная Дирекция Евросоюза вышла с предложением сократить применение биотоплива в автомобильных топливах с 7% в 2021 году до 3,8% в 2030 году. Такие решения стали следствием возникших в 2008 и 2009 годах, когда был период совпадения резкого увеличения мирового производства биотоплива с ростом цен на продовольствие, опасений, что биоэтанол на основе пищевых культур наносит непоправимый ущерб продовольственной безопасности мирового сообщества. Однако последующий анализ показал, что рост цен на продовольствие был тогда обусловлен многими факторами, вызванными мировым финансовым кризисом. Результаты проведенных в последние годы исследований ясно указывают на то, что систематическая дискриминация в отношении биотоплива 1-го поколения никоим образом не основана на научных доказательствах.

Это было подтверждено отчетом «Оценка применимости биоэтанола 1-го и 2-го поколения в контексте предложения REDII Европейской комиссии», который был подготовлен  NOVA Institute for Ecology and Innovation (Германия) по заказу Европейской Энергетической комиссии. Выводы данного исследования также были подтверждены  независимым исследованием института Impact Assessment Institute (Бельгия). В опубликованной Международным энергетическим агентством «Дорожной карте технологий» отмечается, что:

- производство биоэтанола поддерживает энергетическую и продовольственную безопасность;

- более высокие смеси этанола уменьшают выбросы парниковых газов на транспорте и относятся к числу наиболее эффективных решений, подходящих для немедленного масштабирования. 

К тому же решение о сокращении использования биоэтанола 1-го поколения нанесло бы серьезный ущерб кормовой базе ЕС, в которой вторичный продукт производства биоэтанола — высокобелковая барда послеспиртовая стандарта DDGS достигает уровня 12%.

В результате 13–14 июня прошлого года руководящими органами Евросоюза были достигнуты компромиссные решения в отношении использования биотоплив на основе сельскохозяйственных культур. В окончательном варианте Соглашения RED II устанавливается ограничение использования биотоплива на основе сельскохозяйственных культур на максимальном уровне в 7%, что в общем-то предотвратило кризис в европейском аграрном секторе. В странах ЕС, которые испытывают трудности с достижением своих климатических целей, набирает обороты тенденция использования E10 в качестве стандартной бензиновой смеси, которая позволит максимально быстро воздействовать на сокращение выбросов. Поэтому аргументация о якобы существующем вреде в отношении использования биоэтанола первого поколения должна быть исключена.

У нас же мало того, что Закон Украины №7348 был разработан, исходя из самых пессимистичных прогнозов, так он еще и пылится где-то на полках Верховной Рады.

Украина взяла на себя серьезные обязательства по сокращению вредных выбросов, а без использования биоэтанола добиться этой цели на транспорте не представляется возможным. Не следует обольщаться возможностями электрического транспорта, массовое использование которого имеет ряд серьезных ограничений. Что касается биоэтанола второго поколения, то пока не приходится говорить о его рентабельном производстве. Сейчас есть ряд пилотных проектов, которые достаточно успешно реализовываются и подтверждают перспективность данного направления, но до масштабирования еще далеко.

Украинским законодателям следует немедленно внести коррективы в проект №7348 в соответствии с нормами ЕС и обеспечить принятие закона.

К сожалению, в Украине существует ещё и упрощенное представление, что топливный биоэтанол — это обезвоженный спирт, выработанный из растительного сырья. Отсюда и примитивный подход к технологии производства, при котором считают, что, поставив на спиртзавод установку молекулярного обезвоживания, получат топливный биоэтанол. Некоторые инжиниринговые компании прямо-таки бахвалятся такими псевдоинженерными решениями.

Сейчас в Украине действуют два стандарта касательно производства биоэтанола. Первый — это ДСТУ 7166:2010 «Биоэтанол. Технические условия», принятый в 2010 году и второй — ДСТУ EN 15938:2016 «Автомобильные топлива. Этанол как составляющая смешивания и топливный этанол (Е85). Определение электропроводности (EN 15938:2010, IDT)», принятый в сентябре 2016 года. Второй стандарт был принят методом подтверждения, т.е. был взят за основу европейский стандарт.

Если сравнить два стандарта, то можно увидеть серьезные различия. В украинском ДСТУ контролируется 9 параметров, а по европейскому стандарту — 13. К примеру, один из главных показателей, который не учитывается в украинском стандарте, — показатель электропроводности — параметр, указывающий на взрывоопасность продукта, а это безопасность производства, транспортировки и безопасность человеческих жизней.

Европейский стандарт конкретизирует по каждому параметру соответствующую методику поверки. Например, тот же параметр «крепости» должен быть проверен на основании методики EN 15721, которая просто не внедрена в Украине. Выскажем уверенность, что по большинству параметров в Украине просто отсутствует соответствующее поверочное оборудование. И, конечно, не забываем, что производимое биотопливо должно соответствовать строгим критериям устойчивости.

Таким образом, имеем.

По европейскому стандарту в год в Европе производится более 5,0 млрд литров топливного биоэтанола, что обеспечивает его применяемость в топливе на уровне 5,3-5,5%. Продукт апробирован и не вызывает нареканий потребителей.

По украинскому стандарту в Украине производится неустановленное количество некой «бодяги», применение которой только дискредитирует саму идею альтернативных топлив.

Согласно Статьи 56 «Сближение технического регулирования, стандартов и оценки соответствия» Соглашения об ассоциации Украины и ЕС, Украина обязана обеспечить внедрение европейских стандартов (EN) в качестве национальных и одновременно отменяет конфликтные национальные стандарты. Таким образом стандарт ДСТУ 7166:2010 должен быть немедленно аннулирован, а вот тогда можно оценить готовность украинских предприятий к производству топливного биоэтанола.

Мы не можем согласиться с высказываниями, что «история биоэтанола в бензине — это история не о защите экологии и энергосбережении, это в основном о деньгах». Это в Украине только о деньгах. Во всем мире это в первую очередь об экологии и энергосбережении. Да, про деньги тоже не забывают и потому ищут оптимальные решения.

Ольга Кулакова, СЕО компании AgroInsightex


Для справки: более подробно о рынке жидких биотоплив вы можете узнать на V Международной конференции переработчиков и поставщиков технологий и решений для агросектора «Зерно — Переработка — Прибыль 2019», которая состоится 14–15 марта 2019 года в Киеве.