Бенчмаркинг в АПК: точки соприкосновения и конечный результат

31 мая 2016, 07:00 2677
Артем Ковбель

Кризис украинской экономики, падение национальной валюты, основных макроэкономических показателей, потребительского спроса, неумолимо подталкивают процессы глобализации и интеграции отечественной экономики в мировую для поисков новых рынков сбыта продукции.

Одновременно это ставит перед украинскими предприятиями все новые и новые вызовы для развития, достижения более высоких финансовых показателей, стандартов качества и инновационных моделей управления бизнесом.

В связи с этим нельзя не упомянуть о методе эталонного сопоставления «бенчмаркинг», продиктованного конкурентной средой. В ней находятся в меньшей степени крупные, а в большей — малые и средние предприятия. 

Название метода происходит от английских слов bench (уровень, высота) и mark (отметка). Это словосочетание трактуется по-разному: «опорная отметка», «отметка высоты», «эталонное сравнение» и т.д.

Сущность бенчмаркинга заключается:

  • в сравнении своих показателей с показателями конкурентов и лучших организаций;
  • в изучении и применении успешного опыта других у себя в организации.

Многие компании, в том числе и аграрные, в своей деятельности применяют ряд видов бенчмаркинга. Успех эталонного сопоставления в большей степени зависит от определения того, что будет подвергнуто сравнению. Очень часто — это ключевые параметры эффективности компании, которые определены эмпирическим путем и прописаны в стратегии развития предприятия, например:

  • финансовые показатели;
  • урожай и доход с единицы гектара;
  • качество продукции/услуг;
  • ценовая политика;
  • инновационность;
  • client`s care;
  • широкий спектр продукции и услуг и т.д.

Совокупность описанных выше показателей обеспечивают рост компании в условиях конкурентной среды. По данным исследований Шеффилдского университета, 63% компаний малого и среднего бизнеса Европы вовлечены в процесс эталонного сопоставления.

Если говорить о доступности информации о деятельности конкурентов, на сегодняшний день, информационное пространство настолько accessible, что уже не существует каких-либо секретов и барьеров в получении оперативной информации о competitors.

Как говорит Герман Греф, председатель правления «Сбербанка России», экономики стран настолько интегрированы, что когда ты утром проснулся, и тебе пришла идея нового продукта, ты договорился с друзьями за ланчем обсудить ее, а в этот момент китайцы выпускают опытный образец твоей идеи. Отсюда следует тот факт, что более не существует конкуренции товаров, а существует конкуренция моделей ведения бизнеса.

В свою очередь модели ведения бизнеса формируются на основании качественных и количественных данных, где первые часто не имеющих ничего общего с материальным миром, например:

  • гибкость — умение находить общий язык при ведение переговоров, в том числе, с конкурентами, ведь часто обратная связь от конкурентов дает тот необходимый толчок в развитии компании;
  • быстрота принятия решений — оперативная связь руководства с вертикалью менеджмента, сплоченность команды на предприятии и прочее.

Бенчмаркинг — это тот инструмент, который позволяет держать руку на пульсе новых трендов в развитии бизнеса и конкурентной среды, исключая «закрытость» компании. Поэтому это отличный шанс вывести свою компанию не только в региональные лидеры, но и в мировые.

Артем Ковбель, партнер Kreston GCG

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.